Голосовать нельзя, русские не поют – трансляция второго полуфинала «Евровидения» по центральному телевидению (по Первому каналу, если точнее) с часовым опозданием вообще выглядит изрядной блажью. И тем не менее в этом году «российская» половина участников слабо удовлетворяла потребность зрителя в традиционной для конкурса витальной дикости. На вторую же часть отбора остались молдаване Zdob Si Zdub, украинка Мика Ньютон и, главное, самые спорные номера программы – белоруска Анастасия Винникова с песней «I Love Belarus» и всеобщая любимица и экс-победительница конкурса, израильский транссексуал Dana International.
В общем, даже на уровне интриги вполне неплохо, хоть и не Россия — Канада, конечно.
Так и получилось – второй полуфинал в целом оказался гораздо увлекательнее первого. Завтра в финале сойдутся Мика Ньютон (которая переходит в разряд взрослых артистов), финалистка словенской «Фабрики звезд» Майя Кеудж, румынский кабаре-поп от Hotel FM, австрийская претензия на модный нео-соул со стриженой под Мирей Матье Надин Бейлер, уцененный поп-рок в духе Snow Patrol из Дании A Friend in London и эстонская Кэти Перри по имени Геттер Яани, выступавшая среди картонных небоскребов. Особняком среди всего этого потока эпигонов стояли молдавские экс-хардкорщики Zdob Si Zdub в смешных колпаках и с трубами (на «Евровидении» в третий раз) и пожилой босниец Дино Мерлин, который, судя по седине и общему спокойствию, давно уже всем все доказал.
Про двух оставшихся артистов надо сказать отдельно.
Шведский кандидат Эрик Сааде считается главным конкурентом россиянина Алексея Воробьева. Главным образом из-за того, что музыканты не согласовали схожести номеров, будто списанных с одного и того же выступления Димы Билана – певец в кожаной курточке, подтанцовка, светящиеся конструкции-трансформеры. Различия между номерами Воробьева «Get You» и «Popular» Сааде – чисто косметические, да и сами песни похожи. Главное теперь, чтобы европейцы их не перепутали во время финального голосования. Последними же финалистами стали ирландские блондины-близнецы Jedward, запомнившиеся главным образом тем, что прически братьев больше напоминали какой-то вертикально торчащие кусты, упорно сопротивляющиеся гравитации.
Тем не менее кульминационными стали выступления Анастасии Винниковой и Dana International — два вышеозначенных всплеска патриотизма, которые вскоре канут в лету.
Дана вышла в коротком платье со шлейфом и спела песню на иврите, как и представитель этой страны годом раньше. Винникова же произвела настоящий фурор. «I Love Belаrus», вызвавшая споры на родине, — это настоящий тоталитарный поп, с горящими глазами и соло на балалайке, – ход даже более мощный, чем послать на «Евровидение» группу, например, «Любэ». Неудивительно, в общем, что тэг #belarus на несколько часов попал в топ трендов Twitter, пользователи которого активно спорили о талантах певицы, достоинствах песни и гражданских правах. Как неудивительно и то, что в финал Винникова не прошла: домохозяйкам не понять.
Остается напомнить, что финал конкурса «Евровидение» состоится завтра вечером, а компанию 20 финалистам составят участники из так называемой «большой четверки» – Испании, Франции, Италии и Великобритании и Германии, победившей на конкурсе в прошлом году. Немцев вновь представит победительница Лена, а Алексей Воробьев выступит на последнем представлении десятым.