Сегодня директор Большого театра Анатолий Иксанов разрешил главную интригу последних недель: балетная труппа наконец утратила сиротский статус — ее художественным руководителем назначен теперь уже бывший начальник танцовщиков Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Филин.
Карьера народного артиста России Филина теснейшим образом связана с ГАБТом.
Именно туда он поступил на службу в 1988 году, там станцевал свои лучшие партии и заслужил авторитет как среди российских, так и у западных балетоманов. Довольно быстро он стал премьером труппы, танцевал Зигфрида и Щелкунчика, сотрудничал с австралийским хореографом Стэнтоном Уэлшем, а по итогам сезона 1993/94 был признан Международной ассоциацией деятелей хореографии «Бенуа де ля данс» лучшим танцовщиком.
В 2004 году Филин удостоился уже российской награды — «Золотой маски» — за партию Классического танцовщика в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей». За долгую для танцовщика карьеру (сцену он покинул лишь в 37 лет) Филин показал не только блестящие способности классического танцовщика, но и открытость экспериментам, как в балете «Урок» на музыку Жоржа Делерю по пьесе Эжена Ионеско.
Это качество, среди прочего, сыграло решающую роль в его карьере — закончив путь танцовщика, Филин успешно перешел в постановщики, став худруком балетной труппы Театра Станиславского.
За те три года, которые он провел в этом качестве, театр преобразился, многие отмечали, что по уровню креативной мысли он обходит даже грандов вроде Большого и Мариинки. Именно при Филине дорога к русским зрителем открылась для всемирно известных хореографов Начо Дуато («Na floresta/В лесу»), Иржи Килиана («Маленькая смерть» и «Шесть танцев») и Йорма Эло («Затачивая до остроты»). Благодаря этим именам репертуар театра пережил резкое омоложение и актуализацию, а театр стал регулярным ньюсмейкером для профильной прессы.
Назначение Филина в Большой для специалистов неожиданностью не стало — говорят, что бывший танцовщик уже давно хотел вернуться на родные подмостки.
Остается напомнить, что коллизия с назначением худрука Большого театра возникла в связи с окончанием контракта с Юрием Бурлакой. Поначалу шли разговоры о назначении на это место завтруппой Геннадия Янина, однако его кандидатура слетела из-за сексуального скандала, а сам он подал заявление об уходе из театра. 15 марта стало известно, что место заведующего труппой займет Ян Годовский, но вот Махар Вазиев в последний момент отказался от предложения Большого, дабы не разрывать европейский контракт. После этого многие заговорили о том, что театр на долгое время может остаться без худрука, а его обязанности временно будет исполнять Годовский, однако теперь труппа полностью укомплектована, балетоманам осталось лишь дождаться первых премьер, которые, очевидно, последуют в следующем сезоне.