Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Поставить на нужную лошадь

Берлинале раздал «Медведей»

В Берлине раздали «Медведей»: золото досталось иранской картине «Надер и Симин разводятся», Бела Тарр обвинил Гая Мэддина во вранье, фильм «В субботу» Александра Миндадзе остался без призов.

Удивляться нечему. Весь фестиваль прошел под знаком Джафара Панахи – его место в жюри символически пустовало, напоминая об участи заключенного под стражу иранского режиссера, все его картины показывали в различных секциях (при неизменных аншлагах), а имя склоняли по поводу и без повода. Разумеется, товарищ и младший коллега Панахи, 38-летний Асгар Фархади, считался фаворитом еще до того, как его фильм был показан: тем паче что сегодня и он в Иране под запретом – за то, что посмел подписать петицию в поддержку опального соратника.

Когда же оказалось, что новая работа Фархади «Надер и Симин разводятся» — очень хороший фильм, исход фестиваля был предрешен.

Хотя, конечно, мало кто мог предсказать такой сенсационный успех. Картине достался не только «Золотой медведь», благодаря которому со сцены прозвучала еще одна речь в защиту Панахи, но и огромное количество серебряных, поскольку жюри решило не выбирать из актеров фильма двух самых-самых, а присудить призы (и мужской, и женский) сразу всем – за ансамбль.

С другой стороны, кино сочетает несколько редких качеств, за что не грех и наградить несколько раз.

Во-первых, оно сделано виртуозно, но при этом предельно доходчиво и внятно. Актеры играют, в самом деле, исключительно. Во-вторых, отвечает главной теме конкурса Берлинале – рассказывает о трансформации современной семьи через призму развода. В-третьих, косвенно затрагивает и социально-политический нерв, не спекулируя на этом – все-таки прежде всего это психологический триллер, а уже потом зарисовка о судебной системе Ирана.

Ужасно обидно, что в России ни прокатчиков, ни зрителей все это не заинтересует, поскольку инерция неприятия подобного кинематографа – умного, построенного на диалогах и лишенного псевдо авторской выспренности – у нас по-прежнему сильна.

Другими словами, на широком экране эту талантливую работу мы, вероятнее всего, не увидим никогда.

Чуть больше надежд на прокат у Белы Тарра, чья удивительная картина «Туринская лошадь» до последнего момента считалась главным претендентом на «Золотого медведя». К весне обещают и фундаментальную ретроспективу этого важного режиссера, под которую в Москву приедет он сам. Все это, впрочем, вряд ли утешит Тарра, который заранее заявил о своем намерении покончить с кинематографом после «Туринской лошади» — и действительно выложился в фильме по полной программе... за что намеревался получить главный приз. А досталось ему только Гран-при (то есть второе место, «Серебряный медведь»). Наверное, обидно знать, что за всю карьеру ты никогда и нигде не получал награду № 1 и уже не получишь: присужденный Тарру приз жюри критиков ФИПРЕССИ явно не в счет. Тем не менее поведение венгерского автора на сцене было демонстративно грубым.

Он вышел за призом, взял его из рук Гая Мэддина – такого же маргинала с репутацией гения, заседавшего в жюри, — сказал ему (правда, не в микрофон): «Ты соврал!» — и сошел со сцены, отказавшись произносить благодарственную речь.

Судя по всему, Тарру намекали, что золото будет вручено ему, и тем обиднее было поражение.

Но считать ли поражением подобный расклад? Например, наш соотечественник Александр Миндадзе остался вовсе без призов – как и некоторые другие (причем немногочисленные!) одаренные конкурсанты вроде аргентинца Родриго Морено или американца Джей Си Чендора. При этом несколько посредственных постановщиков уедут из Берлина триумфаторами. Это и Джошуа Марстон (приз за сценарий), чье «Искупление крови» интересно лишь как этнографическое исследование албанского института кровной мести, и Андрес Файель, получивший за тоскливую, достойную вечернего показа по ТВ драму об истоках немецкого терроризма «Кто, если не мы» приз Альфреда Бауэра за инновацию в искусстве. И, наконец, еще один немец, Ульрих Келер, чья «Сонная болезнь» могла бы по достоинству заслужить приз за самую скучную и нелепую картину года, а вместо этого получила «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. Что тут предполагать – коррупцию или обычную глупость? Никто, кроме Изабеллы Росселини, не ответит на этот вопрос.

Но порицать прекрасную председательницу жюри – дело пустое.

Каждый имеет право на свой вкус, как и на отсутствие оного. А со временем никто не вспомнит имена большинства сегодняшних лауреатов. И поделом. Фестиваль же 2011 года запомнится, потому что на нем показали три очень хорошие картины: «Туринскую лошадь» Белы Тарра, «Надер и Симин разводятся» Асгара Фархади и «В субботу» Александра Миндадзе. Две из трех получили главные призы, что уже немало. А причины ценить Миндадзе у нас есть и будут без всяких «Медведей».

Новости и материалы
Иностранца с мефедроном на 20 млн рублей задержали в Амурской области
Поставки из России в Европу достигли максимума за полгода
В Госдуме напомнили Западу, что Россия способна себя защитить
На Украине заявили, что США стали «полезными» лишь к концу срока Байдена
В России к Новому году заготовили елок почти на 15 млрд рублей
Президент РФС пригласит главу УЕФА на матч сборной России
В Киеве за ночь взорвались два трансформатора
Песков рассказал о мерах по предотвращению дефицита товаров в новых регионах
В автомобилях Hyundai выявили серьезную опасность
Украина хочет показать Трампу, что ставка на продолжение конфликта оправдает себя
Бывший футболист сборной рассказал, почему «Крылья» не уволили тренера
Меркель оценила план Трампа назначить Маска на должность в правительстве
Подполье сообщило об изнасилованиях выпускниц медвузов бойцами ВСУ
Россияне значительно увеличили траты на товары из-за рубежа
В Томске стая собак напала на ребенка
На ЗАЭС ввели в строй отключенную высоковольтную линию
Опубликованы стартовые составы «Оренбурга» и «Зенита» на матч РПЛ
Молодая мать попала под суд за то, что бросила 16-месячного ребенка дома ради свидания
Все новости