В 2011 году Берлинале решил продемонстрировать миру свою техническую продвинутость. Мало было показать три фильма в 3D, мало было пригласить картину, смонтированную из роликов с Youtube... Кульминацией прогрессистского подхода к кинематографу стала премьера первого в мире фильма, снятого на четвертую модель iPhone. И это не рекламная акция всемогущей корпорации Apple, а свободная воля Пак Чхан-Ука, одного из известнейших режиссеров в мире.
Создатель награжденного в Каннах «Олдбоя» и лауреат берлинского приза Альфреда Бауэра, Пак считается одним из самых отважных и парадоксальных авторов сегодняшнего азиатского кино. Однако его энергии не хватило для осуществления амбициозного проекта: режиссер позвал в соавторы родного брата, известного в Корее медиахудожника Пак Чхан-Кьона. Вместе они придумали коллективный псевдоним PARKing CHANce (в нем обыграна английская транскрипция общего имени и фамилии братьев).
Под этим лейблом и был рожден фильм «Ночная рыбалка», приглашенный в фестивальную программу «Берлинские короткометражки» и с огромным успехом, при набитых залах, там показанный.
Почему короткометражки? Потому что фильм длится всего 33 минуты и абсолютно адекватен этому времени: в десять минут придуманный братьями сюжет не поместился бы, растянуть его на полтора часа тоже было бы проблематично. Как ни странно, оказалось, что непривычный для кинопроката формат получасового фильма идеален для этого конкретного режиссера. Ведь большая часть его картин (и «Жажда», и «Я киборг, но это нормально», и «Сочувствие госпоже Месть») грешила затянутостью, выдыхаясь примерно к середине, а «Ночная рыбалка» смотрится на одном дыхании. В ней есть все составляющие «полноценного» фильма Пака: те же художник-постановщик и оператор, спецэффекты и известные актеры, из которых как минимум один, О Кван-Рок, снимался и в предыдущих картинах того же автора. Даже бюджет достойный, особенно для короткого метра, 140 тысяч долларов. А замысла – на недлинный экспериментальный фильм, который подкупает прежде всего своей лапидарностью.
Мужчина средних лет бредет через лес к речке; снаряжение позволяет без труда угадать в нем рыбака.
Расположившись на берегу, он расставляет удочки, вешает на сук соседнего дерева радиоприемник и готовится к упоительно-скучному времяпрепровождению. Покайфовать и отдохнуть от семейных забот не дает странное происшествие: вместо рыбы он вылавливает из реки русалку – девушку в белом платье. От ужаса, запутавшись в собственных сетях, герой падает в обморок, а очнувшись, обнаруживает, что гостья переоделась в его костюм, обрядив его самого в платье. Более того, она разговаривает с ним голосом его пятилетней дочери… Мы на середине фильма — дальше происходит смена ракурса, времени и места действия, и картина неожиданно разворачивается в другую сторону, объясняя все происходящее совсем не так, как мы могли бы предположить, но обойдемся без спойлеров.
«Ночная рыбалка», будучи скорее масштабной шуткой, чем произведением серьезного искусства, удачно комбинирует важные качества всех основных жанров коммерческого азиатского кино.
Здесь и бытовой триллер, и ужастик с призраками, и жгучая мелодрама, и эксцентрическая комедия. Если же выбирать из всех жанров один, то это городская легенда, псевдонародная баллада, кстати весьма артистично исполненная музыкантами некоего колоритного ансамбля, писавшего оригинальные песни для режиссерского дуэта PARKing CHANce. Такое впечатление, что на получасовой музыкальный ужастик корейских авторов вдохновлял пример Майкла Джексона и его «Триллера».
Впрочем, то легендарное произведение так и осталось уникальным в истории кинематографа и видеоклипов, а «Ночная рыбалка» может стать началом нового тренда. Поэтому так важен факт производства фильма при помощи iPhone. Эта модная игрушка есть практически у каждого, а приобрести ее проще и дешевле, чем профессиональную видеокамеру. Братья Пак показали, что кино, снятое на мобильник, смотрится отлично – живо, импульсивно, непосредственно, забавно.
Вроде настоящий фильм – а в то же время ни к чему не обязывающее хоум-видео; в кинотеатры распихать будет трудно, а вот загрузить в сеть и всем понравиться – проще пареной репы.
Быть может, лет через пять-десять мы будем наверняка знать, кто виноват в очередном упадке искусства кино и повсеместном распространении графомании. А началось все с обычной ночной рыбалки...