Едва ли не самыми приятными минутами 53-й церемонии вручения «Грэмми» стали те, что не вошли в основную телетрансляцию. Приз за лучшую песню из фильма («Crazy Heart») получил великий кантри-продюсер Ти-Боун Бернетт, ответственный за последние альбомы Элтона Джона (с Леоном Расселом) и Джейкоба Дилана, а приз за лучшую рок-песню («Angry World») достался Нилу Янгу. Честь и совесть американского ритм-н-блюза не преминул съязвить, что это первая статуэтка, полученная им за музыку, – первая была вручена год назад по совокупности заслуг. Лучшим полнометражным музыкальным видео стал фильм «When You're Strange» Тома ди Чилло о The Doors, лучшим хард-рок-выступлением – «New Fang» от супергруппы Them Crooked Vultures, в которую входят Джон Пол Джонс из Led Zeppelin, Дэйв Гроль, впервые со времен Nirvana всерьез усевшийся за барабаны, и Джош Хомм из Queens Of The Stone Age. И, наконец, особенно трогательной была победа секс-символа 90-х актрисы Тиа Каррере, получившей приз за лучший альбом гавайской музыки («Huana Ke Aloha»).
Впрочем, по красной дорожке тем временем уже многозначительно носили огромное яйцо, а церемония необратимо превращалась из почти дружеских посиделок в привычное разноцветное шоу. То самое, о котором уже год назад стали говорить, мол, премия становится слишком стариковской. Одним из самых ярых критиков был, например, Трент Резнор.
Академия звукозаписи ответила симметрично, демонстративно не включив его в список номинантов на премию за лучший саундтрек, хотя за музыку к «Социальной сети» музыкант претендует на «Оскар».
Открылась церемония сводным R&B-хором с солирующей Кристиной Агилерой в знак уважения к болеющей богине джаза Аретте Франклин. Самым смелым поступком организаторов, как и год назад, стало выступление Леди Гаги, которая, разумеется, и сидела в вышеупомянутом яйце. Вылупившись, певица, затянутая в костюм из некрашеной резины, спела обнародованный накануне потенциальный хит «Born This Way», сделанный с явным прицелом на звание новой «I Will Survive». В финале Гага традиционно забралась на подиум и исполнила соло на слегка расстроенном дизайнерском электрооргане. Академики, разумеется, позвали свою любимицу не просто так – она стала лучшей певицей года, а ее альбом «Fame Monster» — лучшей пластинкой.
В своем твиттере Гага пожелала поклонникам много работать, чтобы их мечты тоже когда-нибудь сбылись.
Самым ярким пятном, впрочем, стала не Гага, а сольное выступление необъятного Си Ло Грина (известного как исполнителя хита «Crazy» дуэта Gnarls Barkley) с духоподъемным развинченным соул-хитом «Fuck You» (приз за лучшее альтернативное выступление). Во-первых, до конца вообще было не очень понятно, как он собирается это петь, – прямой эфир все-таки. Во-вторых, в анонсах номера значились Гвинет Пэлтроу и «Маппет-шоу». Разрешилось все наилучшим образом: Грин в очках и перьях имени Элтона Джона сидел за роялем, маппеты подпевали, а ближе к концу вышла Пэлтроу, спела свою партию и немного полежала на рояле. Ах да, песню остроумно переименовали в «Forget You». Как-то критически оценивать после этого дуэт Рианны и Эминема в заезженной «Love The Way You Lie» сознание категорически отказывалось, тем более что песня пролетела мимо всех основных номинаций.
Впрочем, Рианна победила в номинации на лучшую танцевальную запись, а Эминем стал лучшим рэпером и автором лучшего рэп-альбома.
В остальном представление прошло более или менее традиционно, но как-то совсем постно и без сенсаций. Даже широко анонсированные выступления Мика Джаггера и Боба Дилана оказались скромнее ожиданий: лидер The Rolling Stones исполнил посвящение скончавшемуся соул-монстру Соломону Берку, а Дилан без обиняков спел свою знаменитую «Maggie's Farm», хотя любое явление американского «нашего всего», конечно, событие уже само по себе.
Главная неожиданность – с наградой прокатили Джастина Бибера.
Юное дарование, которому авансом уже вручили все премии за лучший дебют, осталось без «Грэмми» — его обошла черная девушка с контрабасом и великолепным голосом Эсперанца Сполдинг, и этих преимуществ для победы оказалось, очевидным образом, достаточно. Неожиданностью для оглашавшей победителя в номинации «лучший альбом» Барбары Стрейзанд стала победа скорбного оркестра Arcade Fire, который активно прочат в новые если не U2, то уже хотя бы Radiohead. Ну а лучшей записью года стала песня «Need You Now» от Lady Antebellum, которые совсем даже не конкуренты Гаги, а мелодраматическая поп-рок-группа. Сама Стрейзанд, кстати, так ничего и не получила.
Неожиданно премию за лучшее сольное исполнение рок-композиции получил ветеран жанра Пол Маккартни за песню 40-летней давности: жюри понравилась композиция «Helter Skelter», которая появилась в 1968 году на «Белом альбоме» Beatles и была перепета Маккартни в 2009 году на концертном альбоме «Good Evening New York City». Эта награда стала четырнадцатой в карьере Маккартни. Ранее он становился лауреатом в составе Beatles 10 раз и трижды в качестве независимого исполнителя в 1972, 1975 и 1980 году.
Что же до россиян, то отечественные исполнители были традиционно представлены в классических номинациях. В результате солисты Мариинского театра Санкт-Петербурга Ильдар Абдразаков и Ольга Бородина, Симфонический оркестр и хор Чикаго под управлением Рикардо Мути с «Реквиемом» Джузеппе Верди взяли целых две статуэтки – за лучший классический альбом и лучшее хоровое пение.
В целом же нынешняя церемония еще больше укрепила мнение, что формат церемонии нуждается в серьезных изменениях. Почти никто из реальных триумфаторов вроде Канье Уэста, воспетого всеми возможными профильными изданиями, не попал даже в номинанты, а церемония обошлась не только без сенсаций, но даже без самого завалящего скандала. В следующий раз «Маппет-шоу» может и не помочь.