Пресс-служба Кремля и Министерство культуры официально подтвердили, что президент Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры). Её функции будут переданы Минкульту, которое станет правопреемником Росохранкультуры, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, сказано в указе. Указ был подписан еще 3 февраля.
Первые сообщения об упразднении Росохранкультуры появились в августе 2010 года, однако идея о ликвидации ведомства появилась, очевидно, еще весной, когда Росохранкультуру проверила Счетная палата. Выводы аудиторов оказались чрезвычайно неутешительными: отсутствие необходимой документации, плохой учет памятников (в перечень объектов культурного наследия вошли всего 238 памятников культуры из 23 тысяч единиц) и ненадлежащая раздача лицензий на реставрационную деятельность. В конце лета пошли первые публикации на эту тему, поначалу не подтвержденные Министерством культуры. Вскоре Минкульт признал, что решение действительно находится на согласовании в правительстве, доклад экс-главы ведомства Александра Кибовского, запланированный на сентябрь, так и не прозвучал, а сам Кибовский по приглашению мэра Собянина возглавил Москомнаследие. Министр культуры Александр Авдеев неоднократно заявлял, что структура расформированного ведомства будет полностью сохранена и в составе Минкульта. Изменениям, по словам министра, подвергнется лишь его статус, который после включения в Минкульт станет куда весомей. Однако сегодня, 9 февраля, пресс-секретарь Минкульта Наталья Уварова сообщила, что решение о том, в каком виде упраздненная Росохранкультура войдет в состав ведомства, будет принято «в ближайшее время». Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Минкульте и президентской администрации сообщает, что центральный аппарат службы будет сокращен на 32% (с 85 до 58 человек), а в территориальных органах охраны работы лишатся 10% (19 человек из 210).
В дополнение к персоналу Минкульту достанется и всё остальное неоднозначное наследство Росохранкультуры.
Упразднение ведомства следует связывать скорее с полномочиями ведомства, чем с «неправильным» поведением его сотрудников или мифическими денежными потоками. Изначально новая структура могла очень многое – и её вмешательство, к примеру, в московские строительные дела продолжались примерно до 2007 года. Затем часть функций была передана территориальным органам самой службы, а часть – органам охраны культурного наследия в регионах; например, в Москве этим стало заниматься Москомнаследие. В начале 2010 года появился список из 41-го «исторического поселения», и это означало не сокращение предыдущего перечня в 10 раз, а то, что федеральный орган готов согласовывать градрегламенты лишь по этим городам – на большее нет сил. В список не были включены Москва и Новгород, а уже в этом году с просьбой освободить город от этой повинности в правительство обратилась губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Впрочем, затем был достигнут консенсус: в списке остается, но исторический центр Петербурга, границы которого еще нужно уточнить.
Кроме того, ходят слухи о расширении этого перечня, но как с увеличением нагрузки справится уменьшенный состав бывшего Росохранкультуры – непонятно.
Важнейшим делом Минкульта теперь станет также и разбирательство вокруг «налога с болванок». Проведенный не по правилам выбор ответственной за этот сбор организации привел к тому, что в конце января Арбитражный суд отменил аккредитацию Российского союза правообладателей (РСП) и обязал Росохранкультуру провести повторный конкурс. Апелляцию на это решение ведомство подать успело, но вот поучаствовать в новых судебных заседаниях придется уже юристам министерства. А в случае, если все апелляции и кассации не приведут к отмене первого решения суда, то и проведение повторного конкурса между организациями, претендующими на сбор «налога», станет обязанностью Министерства культуры. Директор выигравшего иск Российского общества по смежным правам (РОСП) Анжелика Коротаева подтвердила «Парку культуры» готовность к такому развитию событий: общество продолжит доказывать свою правоту, имея в оппонентах Минкульт.
Кроме того, Росохранкультура отметилась участием еще в нескольких скандальных событиях последнего времени.
О достижениях ведомства на ниве борьбы против строительства «Охта-центра» в Петербурге писали все СМИ, а некоторые эксперты прямо высказывали мнение, что судьбу ведомства предопределила жесткая позиция по этому вопросу. Правда, противником возведения огромного небоскреба в центре города на Неве был и министр культуры Авдеев, а Минкульт от подобной реорганизации лишь приобретет новые полномочия.
Кроме того, именно Росохранкультура явилась косвенным виновником прошлогоднего противостояния в Кадашах. В 2006 году одно из его подразделений разрешило строительство рядом с храмом офисного центра, и даже выдача паспорта объекта культурного наследия храму в 2007 году не исправила ситуацию, поскольку затем два года не удосуживалось внести его в перечень подлежащих охране объектов.
И если ситуация в Кадашах перестала быть взрывоопасной, ситуация с «Геликон-оперой» продолжает ждать окончательного решения.
В 2005 году Росохранкультура выдала разрешение на проведение работ в бывшей усадьбе Глебовых-Стрешневых, а спустя 4 года, уже после последней реорганизации, служба еще раз проверила здание и выяснила, что в государственном реестре памятников его нет. Прокурорская проверка установила, что Росохранкультура неправомерно выдала разрешение на работы – раз оно не находится в его ведении, и оштрафовало ведомство. Любопытно, что разбираться в этой запутанной истории вновь предстоит Александру Кибовскому, который сейчас возглавляет департамент культурного наследия в Москве. Впрочем, министерство при желании также может включиться в этот процесс – благо все полномочия для подобного шага у Авдеева теперь есть.
Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин в беседе с корреспондентом «Парка культуры», выразив сожаление по поводу ликвидации отдельного ведомства по охране культуры, указал на другую опасность подобного объединения. Сейчас в Госдуме готовится второе чтение поправок в закон о культурном наследии (73-ФЗ), и одна из них предлагает передать функцию исключения памятников из госреестра именно Минкультуры – сейчас это может делать только правительство. Если эту поправку примут (а она вынесена отдельным пунктом на голосование), то Минкульт сможет и вносить объекты культурного наследия в реестр, и исключать из него своими собственными силами.