Повзрослевшую четверку детей Пэвэнси разлучили — Питер засел готовиться к экзаменам, Сьюзен с родителями уехала в Америку, а младших, Эдмунда и Люси, оставили на время у родственников. Правителям волшебной страны нелегко свыкнуться со своим земным статусом: «Это я-то наглец? — возмущается Эдмунд, — да я король!» «Не в этом мире», — мудро напоминает Люси. Масла в огонь подливает несносный кузен Юстас, который, будучи прагматиком и занудой, заслышав о Нарнии, начинает обидно язвить. Спасение приходит, откуда не ждали — со стороны висящего на стене безобидного морского пейзажа. Через картину троицу затягивает прямиком на корабль принца Каспиана, отправившегося искать семерых лордов, некогда выгнанных из страны его злобным дядей Миразом.
Ажиотаж вокруг фильмов нарнийской серии несопоставим с шумихой, сопутствующей экранизациям фэнтези нового поколения («Гарри Поттеру» и «Сумеркам»), но зато
интереса к экранизациям сказок философа Клайва Льюиса не стесняется и сама английская королева.
Существует традиция под названием «королевский киносеанс», в соответствии с которой монаршая семья раз в год посещает какую-нибудь кинопремьеру: доход от этого мероприятия идет в благотворительную организацию кино и телевидения. Выбор, конечно, далеко не всегда очевидный — в число счастливчиков попадали «Еще одна из рода Болейн» и «Звездные войны: эпизод I. Скрытая угроза». Тем не менее Елизавета II уже дважды сделала выбор в пользу «Хроник Нарнии»: в 2005 году она сходила на «Лев, колдунья и платяной шкаф», в нынешнем — на «Покорителя зари».
А ведь еще недавно судьба франшизы была под угрозой.
После того как «Принц Каспиан» собрал в мировом прокате почти в два раза меньше, чем «Лев, колдунья и платяной шкаф» ($419 млн против $745 млн), компания Walt Disney, работавшая с первыми двумя частями, отказалась продюсировать картину. Студии Walden Media пришлось искать нового спонсора и дистрибутора — им стала 20th Century Fox. Произошла и еще одна, куда более весомая замена. В режиссерское кресло вместо Эндрю Адамсона сел Майкл Эптид — постановщик бондовского «И целого мира мало» и детектива о русско-американской недружбе «Парк Горького». Встряска пошла Хроникам Нарнии на пользу: «Покоритель зари» не только вполне достоин королевского просмотра, но и больше предыдущего фильма серии соответствует духу первоисточника.
Надо сказать, что с сюжетом сценаристы «Покорителя зари» обошлись достаточно вольно:
несколько бессвязное путешествие в поисках лордов в фильме связали общей линейной целью — героям нужно найти семь магических мечей, которые помогут разрушить остров Тьмы. Или, к примеру, соблазненный золотом Юстас гораздо дольше останется драконом, чем ему положено по книге. Зато среди членов экипажа корабля орудуют минотавры и мышь Рипичип (в оригинале его озвучивает Саймон Пегг), которые порою дают фору людям-актерам. Компьютерной графикой дело не обошлось: корабль для фильма построили самый настоящий (хотя и неспособный к водной прогулке): на макет ушло 18 месяцев и $2,7 миллиона.
Самое же приятное, что «Покоритель зари», в отличие от «Гарри Поттера», нашел в себе силы не пойти по пути мелодрамы, в которую скатывается современное детско-подростковое кино (хотя при взгляде на флиртующую молодежь в «Принце Каспиане» казалось, что это неизбежно). Создатели «Покорителя зари» не воспользовались ни тем, что мучимая комплексом некрасивого подростка Люси — единственная леди на корабле, ни наживкой, закинутой Льюисом в последних строчках романа, где бегло сообщается о том, что Каспиан женился на дочери звезды Раманду. «Покоритель зари», как и было задумано Льюисом, остался по-хорошему старомодной сказкой с не слишком назойливой христианской моралью. Если картина и напоминает что-нибудь из последних блокбастеров, то разве что детскую версию «Пиратов Карибского моря». Впрочем, кто знает, может быть, последователи принца Каспиана (который в следующих частях саги предстает дряхлым стариком) и благородного мышонка Рипичипа смогут конкурировать по части харизмы с Джеком Воробьем.