Прошлым летом на ММКФ говорили, что фильмом открытия 63-го Каннского кинофестиваля обязательно станут «Утомленные солнцем-2: Предстояние» и дело это уже решенное. Однако за год концепция изменилась и вместо отечественных защитников Родины фестиваль откроют английские – Рассел Кроу и Кейт Бланшетт из «Робина Гуда» Ридли Скотта. Никита Михалков, кажется, пожертвовал каннским престижем, дабы выпустить свою картину в прокат до 65-летия Победы, но, в отличие от автора «Чужого», примет участие в конкурсной программе фестиваля. Поведение режиссера становится еще понятнее, стоит лишь вспомнить, что у него с Каннами вообще сложные отношения: в 1994 году пальмовую ветвь у него увел Тарантино, а Гран-при пришлось поделить с Чжаном Имоу.
Как продолжится эта история в этом году, отдельный сюжет.
Интрига соревновательной части программы в этом году не столько острее, сколько глубоководнее прошлогодней. Помимо Михалкова в Канн поедет «Счастье мое» документалиста-эмигранта Сергея Лозницы – российским болельщикам в этом году раздолье. Что же касается зарубежных конкурсантов, то там сразятся, например, ремейк невероятно культовой корейской «Горничной» от Има Сон Су и победивший творческий кризис Такеши Китано, вернувшийся к якудза-боевикам в своем «Беспределе».
С противоположной стороны континента азиатам противостоит фестивальный любимец Алехандро Иньярриту с новой картиной «Красата». Если его новый фильм станет очередным пафосным полотном о пользе межкультурной дружбы в духе оскароносного «Вавилона», мексиканец рискует превратиться в посмешище.
На сегодняшней пресс-конференции арт-директор Тьерри Фремо отдельно отметил, что «Древо жизни» великого автора Теренса Малика еще не готово, но может быть включено в конкурс в последний момент.
Доминируют же в программе французские картины, в том числе фильм ветерана Бертрана Тавернье «Принцесса Монпансье».
Фестивальная программа «Особый взгляд» считается завсегдатаями особенно интересной. Вот и на сей раз она, кажется, будет полна неожиданностей. Кажется потому, что самым известным ее участником стал Жан-Люк Годар со своим «Социализмом». Вторым в смысле популярности станет режиссер второго и третьего «Звонков» Хидэо Наката с фильмом «Переговорная». Ну и, наконец, отдельной строкой стоит отметить канадца Ксавье Долана, которому предстоит оправдывать анонсы, выданные за исповедальную гей-драму «Я убил свою маму».
Президентом жюри, которому придется делать нелегкий выбор между Михалковым и корейцами, будет Тим Бертон,
его ассистентами выступят Кейт Бекинсейл, Бенисио дель Торо, актриса Джованна Меццоджорно, директор итальянского музея кино Алберто Барбера, сценарист и режиссер Эммануэль Каррера, испанский режиссер Виктор Эрис и индус Шехар Капур. Председательствовать жюри «Особого взгляда» будет Клэр Дени, а короткометражками займется команда под руководством эротомана Атома Эгояна.
Очевидно, что делать прогнозы при такой программе и особенно таком судействе – дело почти безнадежное.
Впрочем, для тех, кто не причисляет себя к кинокритикам, а просто хочет что-нибудь посмотреть в отрыве от этого самого кинопроцесса, традиционно есть внеконкурсная программа. Помимо открывающего «Робина Гуда» в ней представлен новый фильм Вуди Аллена «Ты встретишь высокого темного незнакомца», о котором до сих пор ничего не известно, кроме того что актерский состав там в некотором смысле не хуже, чем в сталлоновских «Смертниках» — Бандерас, Хопкинс, Бролин, Оуэн Уилсон и многие другие. Если кто-то думает, что это чисто российская беда — придумывать продолжения к самым неочевидным картинам, то спешим обрадовать: вне конкурса будет показана вторая часть «Уолл-стрит» Оливера Стоуна. Подзаголовок новой картины — «Деньги никогда не спят».