Распил фильма на две равные части — это очень удобно. Помимо очевидной пользы в виде двойного прокатного дохода есть еще нескольких факторов, говорящих в пользу этого популярного хода. Например, благодарный зритель страдает вдвое меньше обычного: не каждый сегодня высидит три часа, если кино не называется «Аватар». Добрать хронометраж до критических ста восьмидесяти минут проще простого: второй фильм надо просто начать с более или менее подробного содержания прошлой серии, а дальше насовать побольше флешбэков. Кроме того, все эти обстоятельства облегчают и работу рецензента, который может не один абзац посвятить пересказу сюжета и таким вот пространным рассуждениям.
Итак, первая серия «На игре» завершилась гибелью одного из перепрошитых геймеров.
Теперь между негласными лидерами команды возникает конфликт. Положительный Вампир настаивает на выходе из игры и уничтожении партии злосчастных дисков, которые подарили героям их сверхспособности. Более прагматичный Док хочет прибрать игрушки к рукам, создать армию супернаемников и обеспечить таким образом себе стабильный заработок на всю оставшуюся жизнь. В качестве третьей стороны все так же выступают парящие над миром в дирижабле олигарх Борис Сергеевич и его телохранитель по фамилии Лебедь, думающие, как им прибрать цифровое оружие себе, а подростков пустить в расход, чтобы не делиться. Столкновение сторон лбами неизбежно, и каждый в этом споре так или иначе получит по заслугам.
Одним из главных достоинств первого фильма было отсутствие завышенных претензий.
На своеобразное обаяние работала и провинциальная натура, и достойно снятые драки, и незасвеченные молодые актеры. Российские кинематографисты будто оставили на время попытки прыгнуть выше Голливудских холмов, а решили в кои-то веки снять нормальное среднее зрительское кино. За вычетом нелепого саундтрека с песнями российских певцов и общей телевизионности картинки, «На игре» этой цели практически добивался, и от второй части требовалось закрепить результат.
Как и обещал режиссер Павел Санаев, самое главное в истории геймеров осталось на второй акт: интрига заострится, экшна станет в разы больше, а герои встанут перед непростыми моральными вопросами.
Все так и есть, но, к сожалению, лишь формально.
На деле же авторы уже в первые полчаса теряют контроль над выходящей за пределы Нижнего Новгорода историей (масштаб никак не сочетается с бюджетом), а в оставшееся время допускают по порядку все ошибки российских блокбастеров.
Смесь киберпанковского с нижегородским, казавшаяся милой в первом фильме, теперь бьет по глазам в полную силу. Будто заранее надеясь на снисхождение, они на полном серьезе снимают эротическую сцену на фоне засиженных мухами обоев, экранизируют захват власти в одной из стран Латинской Америки за три копейки и одного за другим выпускают на экран звезд сериала «Улицы разбитых фонарей».
Ну и последний пример: на вопрос, где учат так драться, один из героев отвечает: «Есть такой мастер — Вонг Кар-Вай».
Если же бойня сценарием не предусмотрена, на первый план выходит обещанная морально-этическая сторона сюжета. Герои вынуждены решать, хорошо ли убивать людей вообще и является ли пистолет аргументом в споре по этому вопросу, в частности. Быть может, в сценарии все было в порядке, и виной всему злой рок, монтаж или еще какие-нибудь объективные причины, но эти проблемы герои скорее пробалтывают, чем обсуждают или всерьез решают.
В результате вместо цельного фильма у Санаева получился неплохой телевизионный триллер, но без конца и до обидного провинциальный телебоевик без начала.
Поводов заходиться в праведном гневе тут, конечно, нет — все это мы уже не раз наблюдали. Да и глупо как-то объяснять, что на сравнительно камерный молодежный триллер и полноценный киберпанковый боевик нужно разное количество денег, творческих усилий и времени. В общем, если после первого фильма вас не слишком занимает судьба нижегородских геймеров, лучше останьтесь дома и пересмотрите, например, «Чунгкингский экспресс».