К списку московских площадок, где уже работают экспозиции из программы «Фотобиеннале», присоединились еще две – Новый Манеж и фонд культуры «Екатерина». А общее число открывшихся выставок увеличилось в итоге на пять единиц. В частности, в Новом Манеже расположились проекты, вдохновленные и оплаченные французским министерством культуры. Первый из них, «Мозаика», посвящен проблемам национальной идентичности. Головная боль под названием «иммигранты» не отпускает французов уже давно, и даже со временем нарастает. Устраивать совместную комфортную жизнь для коренных и «понаехавших» пока не очень получается, во многом из-за культурной неоднородности. Вот и пытается тамошнее правительство привлечь фотографов, чтобы эту неоднородность если не сгладить, то хотя бы обозначить без раздражения.
Приглашенные художники на госзаказ отреагировали довольно творчески.
К примеру, Реджина Вирсериус подошла к теме с неожиданной — гастрономической — стороны и создала серию натюрмортов, где представлены традиционные для разных народов продукты питания. Предполагается, что соединение в рамках одного полиптиха вроде бы взаимоисключающих рационов разовьет у зрителей терпимость к чужим вкусам и обычаям. А Камилла Энро в цикле «Такси на любые расстояния» вплотную занялась водилами-гастарбайтерами: фотопортреты в виде отражений в зеркале заднего вида сочетаются с визуальными мини-рассказами об их родине. Мораль: таксисты, даже иноземного происхождения, – тоже люди. Еще здесь найдутся групповые семейные снимки (как правило, с большим числом детей, бабушек и двоюродных братьев). Таким способом Валери Жув призывает возлюбить ближнего, прибывшего издалека... В целом «Мозаика» получилась проектом неказенным и даже стильным –
правда по-прежнему непонятно, как это зрелище будет развивать толерантность среди людей, которые в принципе не ходят на выставки.
Здесь же, в Новом Манеже, разместилась и персональная экспозиция Эльгера Эссера, тоже ставшая порождением французской системы государственных грантов на культуру. На сей раз никаких социальных проблем, а одно только любование природой. Разумеется, французской: в объектив попадали исключительно окрестности Роны. Впрочем, автор был не склонен производить рекламный туристический глянец. Он сосредоточил внимание на рассветных туманах, одиноких баржах, едва различимых домиках и прочей неброской лирике. Пейзажи отпечатаны в очень крупном размере, так что эту выставку можно рассматривать в качестве приглашения к медитации.
В фонде «Екатерина» тоже имеется проект с пейзажной съемкой, но тут уже совсем иная история. Бернд и Хилла Бехер, семейный дуэт из Дюссельдорфа (увы, к сегодняшнему дню жива только Хилла), много лет занимался изучением и фиксацией промышленной архитектуры, оставшейся от времен индустриализации Европы и Америки.
Монструозные сооружения, не слишком облагороженные дизайном, вызывали у авторов неподдельное восхищение, словно ацтекские пирамиды или дольмены в Стоунхендже.
Свою визуальную коллекцию «индустриальные археологи» (так именовали себя Бехеры, и так же называется выставка) пополняли тщательно и концептуально. Все эти газгольдеры, градирни, доменные печи, зернохранилища и водонапорные башни запечатлены в похожих ракурсах – так, чтобы ничего лишнего в кадр не попадало, а сами объекты хорошо очерчивались на фоне неба. В результате получился весьма эстетский черно-белый ряд, где функциональное назначение сооружений значит гораздо меньше, чем геометрические ритмы.
Соседняя выставка «Полвека фотографии» – это ретроспектива швейцарки Сабины Вайс, давным-давно живущей в Париже. Она предпочитала и предпочитает находить сюжеты в гуще жизни по всему свету, так что большинство ее кадров можно безоговорочно отнести к хрестоматийному жанру street photography. Игры детей в бедняцких кварталах, романтические поцелуи на площадях разных городов, портреты одиноких стариков и будни цыганских семейств – за этим привычным репертуаром кроется не менее привычное для фотографов желание «остановить мгновение». Некоторые из таких остановленных мгновений Сабине Вайс определенно удались.
Наконец, главным хитом среди вновь открывшихся выставок стал «Потерянный рай» знаменитого Энтони Сво, обладателя Гран-при конкурса World Press Photo.
Тема его репортажей последних лет сформулирована предельно ясно в подзаголовке экспозиции – «Америка во время кризиса». Правда необходимо добавить, что под кризисом Сво понимает не только и не столько недавнее крушение ипотечных пирамид, а утрату «американской мечты». Посему хронологический отсчет этой серии ведется с самого начала нынешнего столетия: для автора символом грядущего кризиса стала инаугурация Джорджа Буша-младшего. Изобличение пороков или несуразностей американского общества Энтони Сво, похоже, воспринимает как свою персональную миссию.
Так что любителям порассуждать о «Пиндостане» здесь полный простор для злорадства.
Однако люди с более тонким отношением к миру наверняка увидят в этих работах еще и личную боль разочарования, и стремление что-то сделать для своего народа – пусть даже через поиск социальных диагнозов. Что бы ни говорили про американцев, но исторически они сильны именно этим: способностью признаться самим себе, что дело дрянь, и начать что-то изменять в лучшую сторону. Посему Энтони Сво, будто бы оголтелый критик своей страны, в действительности есть ее, страны, органическое порождение. Можно сказать, достойный сын отечества. И стоит порадоваться за Америку, что таких детей она ни при каких условиях не отторгает.