Кинематографических премий у нас не так много, что ничуть не мешает им жить в условиях анекдотичной конкуренции. Подкалывание друг друга со сцены уже стало традицией в быту двух главных российских премий, соревнующихся за звание отечественного «Оскара», но этого мало — вчера «Нике» пришлось конкурировать с интернет-премией «Жорж»: вручение наград состоялось в один и тот же день. Академики раздавали плюшки в Театре оперетты, блогеры — в кинотеатре «35 мм». Несмотря на практически не пересекающийся список номинаций и номинантов, кое в чем премии сошлись: обе отметили многострадальный фильм про скинхедов «Россия 88» Павла Бардина, переживший судебный иск и недавно все-таки вышедший в российский прокат.
«Ника» назвала его «открытием», а «Жорж» — самым смелым фильмом года.
Что касается собственно «Ники», то началась она с минуты молчания в память о погибших во время терактов в московском метро и Дагестане. «С 29 марта наша жизнь пошла по-новому», — сказал Юлий Гусман, и действо вошло в привычное русло. Михаил Швыдкой зачитал президентское послание, Алексей Баталов объявил церемонию открытой.
В последнее время отечественные премии научились удивлять — если не выбором лауреатов, то списком номинантов.
А иногда и тем и другим.
Взять, например, «Золотой орел». В нынешнем году он отдал главный приз «Стилягам» Валерия Тодоровского — и не было бы в этом событии ничего примечательного, если бы «Стиляг» не наградила «Ника» — но в прошлом году. Ранее тот же «Золотой орел» отличился, неожиданно премировав артхаусное «Дикое поле», бившееся в категории «лучший фильм» с размашистым «Адмиралом».
«Ника» пошла примерно тем же путем: главную награду получила тихая, камерная и мало кем виденная фантазия о Бродском режиссера и аниматора Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину».
Между тем лента эта соревновалась с такими мастодонтами, как «Царь» Павла Лунгина, «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, «Палата № 6» Карена Шахназарова. Также в номинацию угодил представитель молодежи Василий Сигарев с фильмом «Волчок».
В режиссерской категории тоже не забыли про так называемую «новую волну» отечественного кино: помимо Досталя, Шахназарова и Хржановского в претенденты на награду попал вернувший в кино «Маленькую Веру» Наталью Негоду Алексей Мизгирев с провинциальной драмой «Бубен, барабан».
Награда же досталась все тому же Хржановскому, как и приз в сценарной номинации, в которой «Полторы комнаты» бились с «Миннесотой» и «Сумасшедшей помощью».
Кое-какие победители были известны заранее: награда «за честь и достоинство» досталась Людмиле Гурченко, а статуэтка «за выдающийся вклад в искусство» — мультипликатору Юрию Норштейну, который, выступая, не преминул напомнить о плачевном состоянии дел в отечественной мультипликации.
В категории «лучшая мужская роль» киноакадемия решила ограничиться первым туром голосования, в котором одинаковое количество голосов собрали Владимир Ильин («Палата № 6») и Олег Янковский («Царь»), — они и разделили между собой премию. Награду Янковского его сын Филипп получил из рук руководителя «Ленкома» Марка Захарова.
«Второго Янковского больше не будет ни у меня, ни у России», — сказал режиссер.
В номинации «лучший актер второго плана» академики тоже не смогли выбрать одного победителя — получилось целых три: Роман Мадянов, Максим Суханов и Сергей Дрейден. Женскую номинацию оккупировал «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина: Марии Шукшиной досталась «Ника» за роль второго плана, а Светлане Крючковой за главную женскую роль.
Сезон вручения кинематографических премий подошел к концу, но свято место пусто не бывает – разворачивается сезон фестивалей. Вслед за недавно закончившимся Берлинале 12 мая стартует Каннский фестиваль, а значит, наград будет еще много.