Большой театр по праву считается одним из тех мест, которое «должно быть посещено» при визите в Москву. Практически наравне с Кремлем, московским метро и Третьяковской галереей. Но в отличие от других достопримечательностей попасть на спектакль одной из лучших балетных трупп мира получается далеко не у всех.
Билеты на спектакли театра раскупаются загодя. Разумеется, не только театралами, но и обычными спекулянтами, которых каждый вечер можно обнаружить на выходе из ближайшего к театру метро. Поэтому, чтобы посетить здание, увенчанное квадригой, во все времена требовались настойчивость, терпение, связи или просто большие деньги.
Но времена меняются.
Большой театр решил идти в ногу со временем и с помощью высоких технологий стал ближе к зрителям. Правда, пока что только к зарубежным. Совместно с французской телевизионной компанией Bel Air Media он организовал прямую трансляцию своих спектаклей в кинотеатрах Старого Света.
Для премьеры в новом качестве театр выбрал спектакль «Пламя Парижа», который удачно ложится в общую канву проходящего сейчас Года России во Франции. Дело в том, что этот балет, впервые поставленный в Большом в 1932 году хореографом Василием Вайноненом, основан на романе писателя XIX века Феликса Гра «Марсельцы», рассказывающем о временах Французской революции. Музыку к спектаклю написал композитор Борис Асафьев.
Первая постановка балета была приурочена к 15-й годовщине Октябрьской революции, а сам спектакль с неизменным успехом ставился в театре вплоть до 1960-х годов.
Французская газета «Фигаро» даже утверждает, что это был любимый балет Сталина.
Второе рождение спектакля состоялось в 2008 году благодаря худруку Большого Алексею Ратманскому. В балете задействованы почти 150 артистов, для постановки изготовлены более 300 костюмов и декорации, передающие обстановку революционной Франции. Чтобы полностью погрузить зрителей, согласившихся заплатить за билеты 15 евро, в атмосферу театра, использованы 6 камер, которые будут работать постоянно, не выключаясь даже в антракте.
При этом нельзя сказать, что в таком подходе к театральным постановках есть что-то необычное. Для России — да, ново и свежо.
Но в той же Западной Европе прямая трансляция спектаклей в кинотеатры — вполне рутинное дело.
Например, именно так доносит до массового зрителя свои постановки американская «Метрополитен Опера». Сейчас тамошние культурные деятели всерьез задумываются над тем, чтобы использовать в подобных трансляциях модную технологию 3D.
Нашим пока что не до изысков, сделать бы первый шаг. До этого спектакли Большого продавались за рубежом только на DVD, что по современным меркам уже даже не вчерашний день.
Но замах, несмотря ни на что, получается широкий.
Показ спектакля планируется провести в 150 кинотеатрах Европы. Кроме Франции его увидят зрители в Великобритании, Дании, Германии, Швейцарии и Ирландии. Да и в самой Франции под русский балет зарезервированы три десятка кинотеатров, один из которых находится в Париже, на Елисейских Полях.
Если всё пройдет успешно, а есть все основания рассчитывать на это, то кинопоказы постановок Большого продолжатся, а число кинотеатров, принимающих участие в акции, увеличится. Планируется, что еще в этом году французские зрители увидят «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Коппелию», «Дон Кихот», «Жизель. Класс-концерт».
Ну а те из французов, кому покажется недостаточным посмотреть балет в кино, могут посетить гастроли Большого театра, которые пройдут в столице Франции в мае 2011 года. В числе прочих спектаклей солисты Большого будут танцевать и «Пламя Парижа».