После предновогоднего оглашения номинантов восьмого «Золотого орла» на заснеженном «Мосфильме» не ждали чудес. В коридорах перед легендарным первым павильоном царила аура расслабленности и необязательности. Заслуженные и народные позировали привычно, и даже вспышки щелкали как-то устало. Лучше всех держался Вилле Хаапасало, который за годы пребывания в России обрел удивительную внешность одутловатого викинга, выращенного на русской водке с огурцами. Он не был номинирован ни на одну премию, но держался вальяжно, а каждому заинтересованному фотографу говорил «давай» без всякого акцента.
Особенности национальной Киноакадемии, иначе и не скажешь.
Собственно церемония началась с воздушных гимнастов, пробежавших по серебряному занавесу. Потом на сцену поднялся вице-премьер Александр Жуков, зачитавший президентское напутствие. Дмитрий Медведев хвалил кинематографистов за творческую смелость и обещал, что финансирование важнейшего из отечественных искусств из года в год будет увеличиваться. В эти слова, помимо воли сочинителей, пробралась горьковатая ирония – в число номинантов, напомним, не попал никто из призеров прошлогоднего «Кинотавра», которых уже успели окрестить «новой волной российского кино». Разве что лучшей актрисой признали Наталью Негоду за «Бубен, барабан», но скорее из-за того, что во времена «Маленькой Веры» «Золотого орла» еще не изобрели.
Вместо них золотыми статуэтками утешали провалившиеся хиты прошлоновогоднего проката.
«Обитаемый остров» получил награды за музыку, монтаж и операторскую работу. Больше всех за коллег радовался сыгравший в картине ведущий церемонии Петр Федоров. Другой новогодний блокбастер «Стиляги» собрал пять статуэток, в том числе и главную – за лучший фильм года. Режиссерский приз второй раз подряд взял глава «Мосфильма» Карен Шахназаров за «Палату № 6», и тут даже шутить не хочется.
Вообще этот «Золотой орел» стал едва ли не самым безопасным за последние годы.
Сгладив все шероховатости в списке возможных призеров, организаторы свели к минимуму и риски судорожного монтажа телетрансляции. В прошлые годы, напомним, церемонию оживляли речи Петра Мамонова и Ренаты Литвиновой, в этот раз все награждающие и вручающие говорили путано и в меру восторженно. В крайнем случае каялись, что говорить они не умеют. Вячеслав Зайцев сбивчиво поблагодарил Татьяну и Никиту Михалковых за оказанную честь, о которой он узнал лишь в день церемонии. Разрывая конверт, он, правда, не выдержал и сказал: «Да что же такое, ё…» — на что публика отреагировала гробовым молчанием. В такой же ситуации оказались и еще несколько вручавших, но все же привычно поймали общее настроение вечера.
Отличились разве что Богдан Ступка и Алексей Петренко.
Оба актера — признанные классики, и воспользовались этим, чтобы немного пошалить. Ступка поблагодарил Чехова, Гоголя и каскадеров, а также заявил, что два «Орла» у него уже есть и он ожидает третьего. Алексей Васильевич, награждавший Карена Шахназарова, в свою очередь, рассказал, что из-за пробок приехал рано и «ошивался в коридорах», собирая фольклор. Самым ударным из вороха присказок и частушек, озвученного актером, стала: «Ну, академик! Ты смотри! Все призы давай «Тэ-Три».
Впрочем, с этой шуткой он немного поторопился – «Утомленные солнцем-2» выходят только в мае.
Олег Стриженов, получивший стоячую овацию и приз «За вклад в киноискусство», рассказал, что кино нельзя заниматься ради денег, и вспомнил, как 55 лет назад на этом самом месте снимался в «Мексиканце». Отдельную награду присудили Олегу Янковскому, справедливо решив, что ставить его в номинанты на общих основаниях было неверно. «Орла» для Филиппа Янковского из рук Сергея Соловьева получил президент Киноакадемии Владимир Наумов. Вместе два режиссера поговорили о работе с Олегом Ивановичем и вновь напомнили, что в прошедшем году российское кино лишилось одного из лучших актеров, место которого еще долго будет пустовать.
Третий почетный приз получила одна из самых красивых женщин французского кино Анук Эме.
Вручавший статуэтку Никита Михалков впервые за вечер поднялся на сцену, прочитал актрисе Пастернака (без перевода) и от себя наградил многочисленными поцелуями. В ответ Эме изъявила желание обязательно вскоре поработать в России.
В финале происходящее приняло уже настолько сонный оттенок, что не обошлось без накладки. Исполнив долг перед французской актрисой, Никита Михалков поспешил удалиться из зала, но тут голос из колонок пригласил его на сцену вручать главный приз. «Это чистая импровизация», — оправдывался режиссер, но церемония доживала последние минуты, и зрители спешили на банкет. Там, как ни странно, и прозвучала ключевая фраза вечера. В какой-то момент, когда гости расслабились, выпили и закусили, диджей включил песню Эми Уайнхаус «Rehab». «Они пытались отправить меня в реабилитационную клинику, но я сказала — нет, нет, нет». На секунду показалось, что это пел сам воплощенный российский кинематограф.