На внутренних американских авиарейсах кто-нибудь обязательно обсуждает фильм «Мне бы в небо» с Джорджем Клуни, чаще всего добавляя: «Он ― это я». Фильм о привычке, замене счастию, стал так популярен в том числе и потому, что отказался от стандартных штампов романтической комедии и, по крайней мере в том, что касается сюжета и персонажей, вступил на территорию независимого кино.
Пока вся нация пестует внутреннего Джорджа Клуни, в штате Юта в очередной раз проходит фестиваль независимого кино «Санданс».
Сюжеты фильмов «Санданса» ― как раз то, что ужасает зрителей в «независимом кино». В этом году на «Сандансе» ожидаются биографические картины о музыкантах и поэтах, хоррор о среднем американце, оказавшемся в заложниках где-то в Ираке, семейные драмы, история парализованного диджея, романтическая комедия о дауне, разнообразные роуд-муви, политические документальные фильмы о Северной Корее, красных кхмерах, первой иранской спортсменке, занимающейся тхеквондо.
И короткометражка про парня, который дрочил в ванной, после чего его ванна забеременела.
Звучит пугающе, но каждый из этих фильмов может оказаться прекрасным. Потому что кино, показанное на прошлогоднем «Сандансе» («Луна-2112» Данкана Джонса, «500 дней лета» Марка Уэбба, «Замерзшие души» Софи Барт, «Большой фанат» Роберта Сигела, чилийская «Служанка», получившая номинацию на «Золотой глобус»), вошло во все списки «лучшие фильмы-2009».
Нынешний фестиваль состоится с 21 по 31 января там же, где всегда: в городке Парк-Сити и окрестностях.
Актер и режиссер Роберт Рэдфорд, основатель всего этого счастья, не устает объяснять, что главная задача «Санданса» ― выйти за пределы десяти фестивальных дней и познакомить с независимым кино как можно больше народу. Так что «Санданс» впервые предлагает американцам увидеть несколько фестивальных фильмов по системе video-on-demand, для чего совершенно не нужно отправляться в Юту. «По требованию» можно будет посмотреть в числе прочего и один из явных хитов нынешнего фестиваля ― «Доктрину шока» Майкла Уинтерботтома, экранизацию шоковой терапии Наоми Кляйн. Восемь фильмов из программы «Санданса» будут показаны 28 января в восьми городах Америки, причем представлять их будут сами режиссеры. На «Сандансе» есть и другие нововведения ― например, программа под названием NEXT, объединяющая принципиально малобюджетные фильмы, и Spotlight ― программа «зрительского кино».
Самые посещаемые страницы на сайте фестиваля у конкурсных фильмов «Добро пожаловать в семью Райли» Джейка Скотта с Джеймсом Гандольфини, «Вопль» Роба Эпштейна и Джеффри Фридмана и внеконкурсного «The Runaways» Флории Сигизмонди.
«The Runaways» ― история одноименной рок-группы 70-х, частично основанная на воспоминаниях Чери Кюрри, солистки группы. Саму Чери Кюрри в фильме играет Дакота Фэннинг, а ее партнершей стала звезда «Сумерек» Кристен Стюарт.
«Вопль» ― это история судебного процесса над поэмой «Вопль» Аллена Гинзберга. Авторы объясняют, что они попытались «поиграть с формой»: фильм задумывался как документальный, но в итоге получился игровой взгляд на атмосферу и нерв 50-х. Гинзберга ― пророка поколения битников ― играет Джеймс Франко (возлюбленный Шона Пенна в «Харви Милке», нарк из «Ананасового экспресса» и сын зеленого Гоблина из «Человека-паука»). Один из продюсеров фильма ― Гас ван Сэнт. «Вопль» отправится еще и в Берлин.
Кинокритики называют и другие «самые ожидаемые премьеры «Санданса».
Помимо «Вопля» все ждут драму Джона Уэллса «Служащие» с кучей известных актеров ― от Бена Аффлека и Кевина Костнера до Томми Ли Джонса. Этот фильм журналисты окрестили антиподом «Мне бы в небо»: речь идет о троих клерках, которых уволили. Филип Сеймур Хоффман представит свой режиссерский дебют «Джек катается на лодке». Майкл Уинтерботтом покажет нуар «Убийца во мне» с Кейси Аффлеком и Джессикой Альба. «Get Low» Аарона Шнайдера с Биллом Мюрреем и Робертом Дювалем, говорят, удостоился овации в Торонто.
Наш фаворит ― молодой эстонский гений Вейко Ыунпуу, получивший пару лет назад приз в конкурсе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля за свой полнометражный дебют «Осенний бал».
Его новая работа «Искушение святого Тони» (с Таави Элмаа, Равшаной Курковой и Дени Лаваном), судя по трейлеру, то еще путешествие в ад. Агония менеджера среднего звена, черно-белый юмор висельника. Джорджу Клуни такое не снилось. Ыунпуу участвует в конкурсе «Санданса», потом фильм покажут на фестивале в Роттердаме.
В документальной конкурсной программе обещают «Тайны племени» Жозе Падильи (автора стрелялки «Элитный отряд», победившей на «Берлинале» пару лет назад) и «Casino Jack» оскароносца Алекса Гибни.
Не обошлось без русского документального следа:
фильм куратора Амфеста Робин Хессман «Моя Perestroika» ― попытка понять Россию изнутри при помощи нескольких милых русских людей и домашнего видео 70―80-х. «Уроки русского» Андрея Некрасова и Ольги Конской, совместная русско-норвежско-грузинская продукция, путешествие по Грузии, история российско-грузинской войны в контекте постсоветской истории. Предыдущий фильм Некрасова ― Конской «Бунт. Дело Литвиненко» был показан на Каннском кинофестивале в 2007 году.