Исаак Шварц родился в 1923 году в украинском городе Ромны в семье филолога и школьной учительницы. Как в любой действительно интеллигентной семье, у Шварцев всегда очень любили музыку, будущий композитор был окружен ей с малых лет. После переезда семьи в Ленинград в 1930 году он учился играть на рояле в Доме художественного воспитания детей. Первое выступление состоялось спустя пять лет на концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии.
Тут можно было бы предположить, что так прекрасно начавшийся путь не мог закончиться ничем, кроме всесоюзной славы.
Но в 1937 году отца Исаака забрал НКВД, а сам он с матерью и сестрами был отправлен в ссылку в Киргизию. Несмотря на свалившуюся ответственность, Шварц находил время на то, чтобы еще усерднее заниматься музыкой, совмещая собственные занятия с частными уроками игры на фортепиано. В войну он руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа.
Как ни странно, но именно здесь случилось знакомство, которое перевернуло всю жизнь Исаака Иосифовича.
Он встретил Марию Дмитриевну Шостакович, сестру прославленного композитора. По ее рекомендации Дмитрий Шостакович по окончании ссылки в 1945 году принял Шварца в свой класс и впоследствии не переставал следить за судьбой своего воспитанника.
Именно здесь, во время обучения, проявились все те качества, благодаря которым Шварца уверенно можно называть российским Нино Рота и Эннио Морриконе сразу. Конечно, первые его произведения были решены в классическом ключе. Однако драматичность и эмоциональность, свойственные музыке Исаака Иосифовича, были видны уже в них. С собственно симфонической музыкой, с которой Шварц начинал, он не расставался никогда, назвать его лишь кинокомпозитором было бы неверно.
Но именно работа в театре и кино принесла ему признание и, что куда важнее, любовь поклонников.
Начиная с конца 1950-х он начинает работать с театром и кино – пишет музыку к товстоноговскому «Идиоту», фильмам «Балтийское небо» и «Дикая собака Динго». А уже в 1962-м выходит «Женя, Женечка и «Катюша», в работе над которой Исаак Иосифович впервые становится соавтором Булата Окуджавы, с которым они пишут «Капли датского короля». Вместе они станут авторами 32 песен, которые стали сегодня действительно народными. Булат Шалвович говорил, что только Шварц умеет увидеть музыку в самом стихотворении, «ту единственную, которая существует для каждой строки».
За свою долгую творческую жизнь Исаак Иосифович успел поработать едва ли не со всеми лучшими российскими и советскими режиссерами.
Его музыка звучала в фильмах Хейфица и Пырьева, Лунгина и Бортко – всех и не перечислить. Международное признание, в свою очередь, пришло к композитору благодаря Акире Куросаве, который, собравшись снимать оскароносного «Дерсу Узала», выбрал именно Шварца. Всего Исаак Иосифович стал автором музыки более чем к сотне картин, а режиссеры и дирижеры почитали за честь работать с ним. Все это неудивительно, ведь музыка не знает языковых различий, а Шварц ни разу не изменил единожды найденной музыкальной вселенной, не пытался актуализироваться, как это сделали иные композиторы.
В воскресенье вечером в Санкт-Петербурге Исаак Шварц скончался.
О его смерти сообщила актриса Елена Камбурова. В последнее время композитор серьезно болел, нужны были постоянные переливания крови. По словам его супруги, в воскресенье он весь день чувствовал себя неплохо, а под вечер прилег отдохнуть и умер во сне. Некоторое время назад Камбурова договаривалась со Шварцем о приезде съемочной группы. По ее словам, композитор чувствовал, что уходит, и просил поторопиться. Съемка так и не состоялась.
Бывает, что о людях вспоминают лишь в связи с их уходом и последние слова бывает трудно подобрать.
Шварц не мелькал на экранах телевизоров, иные прославившиеся в советское время кинокомпозиторы время от времени мелькали на экранах и афишах, о нем было почти не слышно. Но судьба порой бывает благосклонна, и вот парадокс: пожалуй, что почти любой, кому сейчас больше двадцати, до сих пор вспомнит его имя, а уж о музыке и песнях и говорить не приходится. Не каждый знает, что в последние двадцать лет, когда отечественное кино переживало не лучшие времена, Шварц продолжал работать и его музыка появилась более чем в двух десятках фильмов. Но зато «Ваше благородие, госпожа Удача…» или «Кавалергардов век недолог…», кажется, не забудут уже никогда.