В названии международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард» в роли & выступает город Оренбург. Он находится примерно между Востоком и Западом, и там второй год подряд, на сей раз с 23 по 28 ноября, проводится кинофестиваль, главная задача которого — стать точкой схода Европы и Азии.
Вчера на пресс-конференции, посвященной «Востоку & Западу», говорили о том, как важно возрождать традицию смотреть кино в нестоличных городах. В конкурсе фестиваля десять фильмов, отборщик Сергей Лаврентьев выбрал ленты, в которых «Восток встречается с Западом по-разному. Грубо, шумно, кроваво... и тихо, почти незаметно». Самое громкое имя — Тео Ангелопулос, его «Пыль времени», правда, уже участвовала в этом году в Берлинале. Пять конкурсных фильмов будут показаны в России впервые: «Там и здесь» Дарко Донгулова (Сербия — США — Германия — Греция), «Томми в аду» Оле Раймонда Гилденоса (норвежский фильм 2007 года), «Обходчик 47» Филипа Ренча (Чехия), «Сделано в Венгрии» Дьердя Феньо (сделано, понятно, в Венгрии). В жюри фестиваля вошли эстонский кинорежиссер Арво Ихо, американец Слава «Жидкое Небо» Цукерман, хорватский продюсер Станислав Бабич (он спродюсировал «Метастазы», которые показывали в этом году на ММКФ), южнокорейская писательница и кинорежиссер Ким Чжейон и актриса Виктория Толстоганова.
«Для души» обещают большую анимационную программу, киноманские показы «Классика и авангард» (здесь покажут «Город Зеро», «Я Куба», «Зеркало» — это в виде классики, а за авангард ответит «Жидкое небо» и два фильма Олега Ковалова — «Темная ночь» и «Концерт для крысы»).
В программе «Сплетенные параллели» покажут новые фильмы вроде «Мелодии для шарманки» Муратовой и «Бубна, барабана» Мизгирева — фильмы, которые, как утверждают организаторы, не выйдут в прокат в Оренбурге, так что фестиваль станет единственным шансом их посмотреть.
В рамках фестиваля пройдет продюсерский форум International Industry Office, где соберутся продюсеры из разных стран — свое участие подтвердили 25 человек. Планируются «круглые столы» по копродукции, поиску новых киногероев и интернет-будущему кинематографа.
В последнем обсуждении обещают выступление главного специалиста по пиратству в интернете режиссера Никиты Михалкова.
В нестоличном городе интернет-пиратство — один из немногих способов посмотреть хорошее кино. Интересно, что по этому поводу думает мэтр.
Обещают презентации незавершенных проектов — «Густава» Алексея Учителя, «Черной молнии» Тимура Бекмамбетова и михалковских «Утомленных солнцем-2».
Над пресс-конференцией витал призрак государственности, здесь звучали словосочетания вроде «задача кинематографистов» и «разъяснение позиций».
О кино говорили не очень много, в основном о творческих массах, законопроектах и готовности Оренбурга к фестивалю. Президент фестиваля Татьяна Воронецкая цитировала послание другого президента (про богатое наследие и новые пути), находя в нем созвучие с задачами фестиваля. Поговорили даже о бюджете: директору Департамента кинематографии Минкульта Сергею Зернову кто-то из журналистов задал вопрос о будущей «великой отечественной войне за бюджет» и о том, можно ли будет поговорить об этом в Оренбурге. Зернов ответил, что говорить в Оренбурге можно о чем угодно, но вот как раз о бюджете рассуждать преждевременно, пока никакие протоколы не подписаны.
Но самое интересное было наконец узнать, что такое госзаказ.
Председатель оргкомитета фестиваля Григорий Ивлиев, который является еще и председателем комитета Госдумы по культуре, все объяснил. Госзаказ, оказывается, совсем не «партия сказала: надо – комсомол ответил: есть!». Госзаказ, по Ивлиеву, «означает, что мы ищем ту творческую инициативу, которая вызревает в самих творческих массах», потом проект реализуется, и «главное — чтобы результат этой реализации устроил наше общество. Политикам важно представлять, куда нас зовут творческие люди».
Пока что творческие люди зовут всех в Оренбург. А что там будет — расскажем позже.