Событие претендовало на звание сенсации: свою художественную коллекцию решила распродать знаменитая галерея Popoff, основанная в 1920 году русским эмигрантом, бывшим офицером Александром Поповым. Все эти годы заведение, расположенное напротив Елисейского дворца, входило в число ведущих дилеров русского искусства с особым упором на императорский фарфор и акварельные портреты XIX столетия. Именно эти две категории образовали ядро коллекции, предложенной к продаже при посредстве аукционного дома Christie's. По некоторым сообщениям, нынешние владельцы парижской галереи заканчивают «русский этап», длившийся почти 90 лет, и переключаются на антиквариат французского происхождения.
Еще года полтора назад подобная новость наверняка привела бы к ажиотажу в наших коллекционерских кругах.
И то сказать: на рынок единовременно вбрасываются 550 лотов, в числе которых и коронационный сервиз Екатерины Великой, и именной фарфоровый сервиз Григория Орлова, и коллекция сарафанов с кокошниками, и акварельные портреты кисти Владимира Гау, Петра Соколова, братьев Брюлловых. Есть где разгуляться собирательскому азарту, но времена, увы, сегодня не те. Несмотря на оптимизм, излучавшийся аукционистами в течение нескольких недель перед торгами, новых хозяев не смогла обрести добрая половина предложенного репертуара. Результаты двухдневного аукциона следует признать довольно скромными, хотя все-таки не провальными.
Топ-лоты продавались относительно неплохо — пусть и по нижнему ценовому пределу, но уходили.
Например, за упомянутый коронационный сервиз императрицы Екатерины Алексеевны неназванный покупатель заплатил 157 тысяч фунтов при эстимейте (предварительной оценке) в 150–170 тысяч. Нашлись и желающие завладеть тарелками графа Орлова — за них (поштучно) выложили по 79 тысяч. Буквально сметали те самые кокошники и сарафаны, благо просили за них недорого, а вещицы действительно занятные.
Кто-то из российских эстетов выложил 25 тысяч фунтов за позолоченную водочную стопку от фирмы Фаберже, впятеро превысив эстимейт.
Зафиксирован даже рекорд на акварель Карла Брюллова: его «Портрет Джованины Пачини» был продан за 289 тысяч фунтов. Правда, здесь наверняка свою роль сыграла романтическая история более чем полуторавековой давности. Джованина Пачини была приемной дочерью графини Юлии Самойловой, состоявшей с художником в любовной связи. Был ли Карл Брюллов неравнодушен заодно и к Джованине — достоверно неизвестно, но портретировал ее с большой охотой — в частности, именно эту барышню можно лицезреть на знаменитой картине «Всадница», хранящейся в Третьяковке... Короче говоря, легенды на аукционах оплачиваются по повышенному тарифу.
Но отдельные успехи пока не ведут к радужной статистике.
Итоги аукциона говорят о том, что хоть и не перевелись на Руси состоятельные коллекционеры, однако ждать от них былого швыряния деньгами не приходится.
Скорее всего, и предстоящие в ноябре «Русские торги» не принесут сногсшибательных результатов, сколько бы ни убеждали аналитики в благополучном прохождении дна кризиса и неуклонном восстановлении экономики. Даже если это и так, инерция осторожности в ближайшем будущем не исчезнет. Чтобы заново расшевелить и растрясти российских богачей, лондонским аукционистам придется еще изрядно попотеть.