Фильму «М + Ж» не повезло. Сильно не повезло, и не только с названием, отсылающим к известно какой тематике. Проблема в том, что он обманул всех, кого можно, и вместо причитаемого по справедливости золотого дождя на него свалилось лишь разбитое корыто. Но обо всем по порядку.
Девушка из Минска из серии «молодая, серьезная и с филфака», работающая, как и положено, редактором в издательстве, приехала в Москву на книжную ярмарку. Подкравшийся на мотоцикле вор выдергивает у нее сумку, в которой, как опять-таки положено, все – от кошелька и мобильника до бумажки с адресом московской родственницы «на пару дней переночевать». Дальше тоже никаких отступлений от канона не будет. Появится вытирающий слезы молодой красавец на джипе — разбитной, самоуверенный и пользующийся бешеным успехом у девушек. Последует предложение пойти к нему домой и пробить через базу телефон родственницы, которой, конечно же, не окажется дома. Потом кофе, разговоры, сомнения, колебания и итогом ночевка в стиле «облико морале» — она на кровати, он на диванчике. Утром они расстаются, предположительно навсегда, но забавник Случай вновь и вновь сводит их с таким упорством, что впору заподозрить неладное…
Это все или примерно все, что было известно, что сочли нужным сообщить пиарщики фильма.
А теперь прибавьте к этому Нелли Уварову и Григория Антипенко из «Не родись красивой» в главных ролях и скажите начистоту: ну и кто на такое пойдет?
Отечественные комедии, тем более ромкомы, вызывают уже не отчаяние даже, а бессильно-нервное хихиканье. Выбор исполнителей на главные роли воспринимается однозначно – нас опять решили поиметь и стремятся сдоить еще хоть что-нибудь из сериала, который не только давно пережил свое лучшее время, но выжат телеканалом уже до такой степени, что вызывает отвращение даже у недавних поклонниц. Вон даже типажи им те же самые оставили, чтобы не напрягаться – Пушкарева-лайт и эрзац-Жданов.
Что до сюжета, то назвать его затиражированной банальностью – это несусветно польстить создателям.
Истории о том, как влюбленных героев дразнит фатум, или не давая им встретиться, или, наоборот, сводя каждую минуту, не продаются даже за три копейки. Перекормили везде – не то что у нас (от «Девушки без адреса» до «Питер FM») или в Голливуде (в диапазоне от «Неспящих в Сиэтле» до «Американского хвоста»), но даже в Китае – стоить вспомнить хотя бы ромком Джонни То «Повернуть налево, повернуть направо», где влюбленные больше года искали друг друга, проживая за стенкой и сталкиваясь чуть не поминутно.
В общем, желание посмотреть на этот заведомый отстой могло появиться разве что у совсем отпетых и упорных фанаток Антипенко. Практически все кинокритики федеральных изданий, к примеру, выход «М + Ж» брезгливо не заметили.
Но неприятности на этом не закончились.
Добавьте ко всему случившийся кризис, который судя по всему, не оставил даже копейки на рекламную кампанию, плюс невиданно жесткую конкуренцию. В прокатной сетке «Девятый район», «Бесславные ублюдки», «Миссия Дарвина», «Лопухи» и почти сразу упавшие на хвост «Каникулы строгого режима», которые вообще никаких шансов не оставили.
В общем, в первый уикенд фильм громко рухнул куда-то в погреб, собрав при бюджете в два миллиона чуть больше ста тысяч долларов. Теперь или громко рыдать, или мрачно рифмовать что-нибудь вроде «М + Ж» в полной Ж».
Самое смешное, что в альтернативной реальности судьба «М + Ж» могла сложиться ровно противоположным образом.
К примеру, так, как у ленты «Питер FM», с которой они, вообще-то, близнецы-братья. С лентой Оксаны Бычковой творение Александра Черных роднит не только аналогичный, только вывернутый наизнанку сюжет. Парадокс в том, что «М + Ж» совершенно неожиданно оказалась достойной работой. Банальный поначалу сюжет вскоре вывернулся весьма неожиданным образом, диалоги оказались живыми, шутки – смешными. И все это дополнилось занятными режиссерскими находками вроде альтер эго главных героев, возникающих в любых отражающих поверхностях и немедленно вступающих в пререкания со своими хозяевами. А с учетом того, что «второе я» синечулочной филологини оказалось веселой авантюристкой-оторвой, а внутренний голос плейбоя – занудноватым романтичным моралистом, исполнителям главных ролей пришлось отыграть (вполне прилично, кстати) не одну, а две роли (а Уварова, например, так вообще «дополнительный» образ сыграла на голову лучше «основного»).
Поймите правильно, «М + Ж», безусловно, не шедевр, и куча фестивальных призов вкупе с местом в истории кино ему всяко не грозит. Но это профессионально и точно сделанная романтическая комедия, что в отечественном кинематографе удивляет гораздо более неожиданного шедевра. Потому что таланты в нашем кино еще есть, а вот профессионалы практически вымерли.
С божьей искрой еще туда-сюда, а вот с ремеслом полный швах – и это главная проблема нашего кино и корень всех его бед.
Последний раз подобная неожиданность случилась разве что на «Русалке» Анны Меликян, которая, кстати, и спродюсировала «М + Ж» (а оператор «Русалки» Олег Кириченко блестяще отработал в новой ленте примерно в той же стилистике).
В фильме «М + Ж» есть все, что нужно приличному ромкому, – легкость, юмор, лихие выверты сюжета, а главное, послевкусие доброго и славного фильма. Если бы в стране были деньги, если бы фильм заметили еще на подходе, как «Питер FM», если бы…
Да что теперь говорить.
Существует такое понятие, как «лонгселлер» — долго продаваемый культурный объект. Одноименная книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, по которой и снят этот фильм, – типичный лонгселлер, который вышел без всякой рекламы, но стабильно, «самотеком», набирал популярность, ширил известность и даже сейчас, много лет спустя, переиздается с завидной стабильностью. Его кинематографический отпрыск, споткнувшись на старте, тоже мог бы выровняться и наверстать свое. Если бы наши фильмы могли бегать на длинную дистанцию. Если бы... Увы, бабий век – сорок лет, а жизнь полного метра в нашей стране – две недели.
Остается утешаться новым именем, за которым стоит последить.