Трудно поверить, но карьера Семена Фарады могла сложиться совсем иначе, хотя сегодня без его ролей в «Формуле любви», «Чародеях» и многих других фильмах отечественный кинематограф представить совершенно невозможно. Семен Львович (тогда еще Фердман) родился 31 декабря 1933 года в семье военного и с детства мечтал пойти по стопам отца. Закончив школу с золотой медалью, он первым делом отправился поступать в Бронетанковую академию имени Сталина, но подвела физическая подготовка – для поступления необходим был разряд по легкой атлетике. В расстройстве он понес документы в ближайший по ходу трамвая вуз, и им оказалось МВТУ им. Баумана. Здесь тоже не обошлось без приключений, но в итоге Фарада все же поступил на энергомашиностроительный факультет.
Из училища Семена призвали во флот, где он, участвовавший в самодеятельности еще в училище, возглавил эстрадную группу Краснознаменного Балтийского полка, состоявшую из самого себя.
В результате, отдав четырехлетний долг родине, он вернулся домой с рекомендательными письмами, адресованными Юрию Завадскому и Аркадию Райкину. Тем не менее до 1969 года Фарада добросовестно учился в институте, закончил его и даже некоторое время проработал по специальности. Связь с актерством тем не менее была сильна, и работу инженером он совмещал с занятиями в эстрадной студии-театре при МГУ.
Когда студию прикрыли за неугодные постановки, Фердмана пригласили в Москонцерт.
В те же годы Семену Львовичу стали предлагать первые эпизодические роли в кино.
Собственно кино он обязан и своим псевдонимом – на съемках картины «Вперед, гвардейцы» актеру намекнули, что его фамилия не может фигурировать в титрах. Немедленно была придумана замена, которую Фарада позднее внес во все свои документы.
В 1972 году Фараде предложил работу Юрий Любимов, и с тех пор актер вошел в труппу Театра на Таганке.
За годы работы он сыграл во многих спектаклях, в том числе в знаменитых «Добром человеке из Сезуана» и «Мастере и Маргарите». Параллельно работал на телевидении, и многие сегодняшние отцы и матери семейств знакомство с ним начали со знаменитой «АБВГДейки». Еще с тем, первым составом, где компанию Татьяне Кирилловне составляли клоун Таня, клоун Саня, клоун Сеня и клоун Владимир Иванович. Клоуном Сеней, как нетрудно догадаться, и был Фарада.
А в 1979 году, после рязановского «Гаража» и захаровского «Того самого Мюнхгаузена», пришла и всесоюзная слава.
Несмотря на то что роли Фарады даже в этих фильмах трудно назвать главными, зрители запомнили и полюбили его героев. Всего парой штрихов, а зачастую и одной лишь интонацией Семен Львович создал характеры, вошедшие в сокровищницу отечественной комедии. Сам он, впрочем, говорил, что в жизни куда как веселее своих не самых успешных героев, а больше всего любил роль еврейского портного в позабытой картине «Попугай, говорящий на идиш».
В последние годы о Семене Фараде почти не было слышно.
В 2000 году, на пороге нового столетия, актер перенес первый инсульт, вызвавший нарушения речи. Спустя полтора года он сломал шейку бедра. Все эти годы Семен Львович и его жена Мария Полицеймако боролись с болезнью, время от времени общались с прессой и рассказывали о ходе лечения, хотя было понятно, что на экране артист уже не появится.
Сегодня в госпитале имени Вишневского Семен Фарада скончался от очередного инсульта.
Многие зрители уже наверняка и думать забыли о судьбе любимого актера. Но отчего-то хочется верить, что это было отнюдь не безразличие. Просто знаменитое «Уно моменто» из «Формулы любви» и прочие его роли уже настолько глубоко в нашей памяти и культуре, что Фарада из стареющего актера давно превратился в любимую легенду. А легенда смерти уже неподвластна.
«Это очень печальная песня. Донна белямарэ, крэдэрэ кантарэ, далми иль моменто, кени пьяче пью!».
Земля вам пухом, Семен Львович.