С юных лет Энтони Гормли интересовался человеческим телом. Не в том смысле, в каком обычно интересуются им молодые люди (хотя и в этом, наверное, тоже), а с точки зрения пластики и выразительности. Сначала Гормли ставил художественные эксперименты над собственным организмом, но со временем расширил поле деятельности до размеров социума. Инсталляции становились все масштабнее, вместе с ними рос и личный статус автора.
В 1994 году скульптор получил престижную премию Тернера, а спустя несколько лет удостоился даже ордена Британской империи.
Реализовав десятки проектов, Гормли не без оснований вошел в число ведущих английских художников. Для примера назовем гигантскую статую «Ангел Севера», установленную в районе бывших угольных копей, или еще «Квантовое облако», красующееся в Гринвиче.
Однако этот автор все же не превратился в завзятого монументалиста и продолжает экспериментировать в разных жанрах вплоть до перформанса. Самый свежий его замысел, работа над которым сейчас в полном разгаре, — это грядущая акция на Трафальгарской площади.
Проект под названием «Один и другие» (One and Others) подразумевает набор добровольцев, которые бы, сменяя друг друга, застывали на пустующем пьедестале рядом с памятником адмиралу Нельсону.
Постамент этот давно облюбован современными художниками, его постоянно используют под различные объекты контемпорари-арта, но до живых экспонатов дело пока не доходило.
Вот и в инсталляции «Поле притяжения», прибывшей на гастроли в Москву, не обошлось когда-то без волонтеров. В 2003 году скульптор кинул клич среди жителей Ньюкасла, предложив позаимствовать их телесные оболочки в целях искусства. Добровольцев набралось 287, причем в число их угодили буквально стар и млад: возраст моделей колебался в диапазоне от полутора до восьмидесяти лет. Ассистенты Гормли с каждого сняли гипсовый слепок, после чего ваятель взял в руки сварочный аппарат и методично встроил в коконы конструкции из кусков нержавеющей проволоки.
Удалив уже ненужные гипсовые оболочки, автор стал обладателем почти трех сотен железных персонажей — довольно уродливых на вид, но человечных по сути.
Сейчас эта компания гомункулусов обосновалась в «Гараже», заполнив собой пенал размером приблизительно с хоккейную площадку. Все, правда, в экспозиции не поместились: группу «лишенцев» пришлось отправить за кулисы.
Но и без них зрелище вышло эффектным, хотя и несколько меланхолическим. Реинкарнированные в металле жители Ньюкасла (их имена педантично перечислены в экспликации) стоят в однотипных позах — руки опущены, ноги на ширине плеч — и никаких признаков коммуникабельности не выказывают.
Как пояснил автор на пресс-конференции, именно такую «немую сцену» он изначально и планировал.
Зритель не должен зацикливаться на отдельных персонажах или мизансценах, ему следует вступать с инсталляцией в духовный контакт. Поразмышлять об экзистенции, ощутить одновременно родство и разъединенность человеческих душ, помедитировать на тему реальности-виртуальности и т. п.
Признаться, у вашего покорного слуги духовное общение с проволочными людьми как-то не заладилось — вероятно, из-за недостаточно тонкой психической организации. Но шансы еще остаются.
В сентябре в рамках Московской бьеннале современного искусства Гормли представит другой свой проект — на сей раз под открытым небом.
«Горизонт событий» будет концептуально связан с относительно недавней лондонской акцией, когда на крышах домов появились вдруг человеческие фигуры. При ближайшем рассмотрении они оказались скульптурами, что, впрочем, не помешало встревоженным старушкам названивать в службу спасения с криками: «Приезжайте, тут какой-то джентльмен задумал самоубийство!». Следует надеяться, что московские пенсионерки окажутся людьми более продвинутыми... Так вот, новая встреча с творчеством Энтони Гормли, возможно, приведет к более полноценному эмоциональному контакту с его опусами. Должно же что-то цеплять, если автор столь раскручен и популярен.