Фестивальная пятница оказалась выдержана вполне в духе подготовки к выходным, на которые придется последний удар по киноманским чувствам – на закрытии покажут «Джонни Д.» Майкла Манна про Джона Диллинджера с Джонни Деппом и Кристианом Бэйлом. В преддверии большой премьеры расписание не сулило потрясений: большая часть фильмов пошла на второй круг, а главным событием стала премьера «Антихриста» Ларса фон Триера. По такому случаю по просторному фойе «Октября» к вечеру было невозможно пройти, не встретив, например, Валерию Гай Германику и прочих ожидаемых артистов и селебрити. Неожиданным было появление разве что Павла Кабанова из почившей «О.С.П.-студии».
Тем же, кто очередной триеровский опыт в кормлении собственных демонов видел накануне, приготовили произвольную программу по наверстыванию упущенного.
К примеру, состоялась премьера конкурсного фильма Габриеле Сальватореса под названием «Как велит Бог». С 1997 года, когда вышла прославившая режиссера «Нирвана» с Кристофером Ламбертом, он не возвращался к киберпанку. Вполне резонно – бюджет под фантастику сегодня найти трудно. Куда проще снимать слезовыжимательные драмы из жизни рабочих окраин, вроде представленной в конкурсе. Главных героев трое – папа-фашист, его сын с остекленевшим с рождения взглядом и друг семьи, местный ударенный током дурачок, влюбленный в порнозвезду.
Хорошо у них, как можно догадаться, ничего не будет, все будут плакать, а некоторые умрут.
Основное достоинство фильма – исполнитель роли националистически озабоченного родителя Филиппо Тими, представлявший фильм зрителям. Он рассказал, что страшно волнуется, потому что в фильме играет плохого человека, и эта роль далась ему очень сложно, потому что в жизни он совсем, совсем не такой. Охотно верим – перевоплощение прошло более чем успешно, учитывая, что во время просмотра артист, кажется, сам пустил слезу. От собственной великолепной игры, надо полагать.
Но хватит о локальных проблемах воспитания, перейдем к вопросам глобальным.
Есть такой жанр — киноальманах. Разные режиссеры сбиваются в кучу, снимают по короткометражке, склеивают их в общую картину, а мы получаем массированную дозу прекрасного и возможность узреть творца в контексте работ его коллег. А есть такой жанр, как гуманистическое кино — это когда эстетический аспект фильма уходит на второй план, потому как автору важнее сообщить человечеству что-то очень серьезное. В программе «Вокруг света» можно было увидеть симбиоз двух вышеперечисленных жанров — гуманистический альманах «Восемь».
В 2000 году прошел крупнейший саммит ООН с участием 189 стран мира, на котором договорились и впредь уважать Организацию Объединенных Наций, а также составили список дел на ближайшее время. Список небольшой, состоит всего из восьми пунктов, однако количество сполна компенсируется масштабом. Например, к 2015 году предлагается вдвое сократить нищету и голод. Или обеспечить экологическую устойчивость. В общем, прошло уже больше половины срока, а похвальные цели все так же далеки, как и 9 лет назад.
А потому кинематограф решил о них напомнить.
Для этого собрали 8 кинодеятелей, которые сварганили по минифильму, каждый из которых обыгрывает одну из обозначенных задач. Вендерс не мог не всунуть в свой эпизод Боно, Гас Ван Сент, рассказывая про детскую смертность, не заморачивается и просто снимает катающихся на скейтах мальчишек, а поверх изображения пускает текст. Новеллы, как водится, получились неровные по качеству, причем очень заметно. Кому-то важнее быть режиссером, а кому-то — гуманистом. Самая мощная короткометражка у Гаспара Ноэ, который, как обычно, не стесняется дать со всего размаху под дых. Умирающий от СПИДа просто стоит и молча смотрит в камеру, которая то подъезжает поближе, то выхватывает новый ракурс, за кадром — его голос, мужчина говорит о том, как заболел, как лечился и что такое ВИЧ.
Сбить градус пафоса после просмотра «Восьми» можно было при помощи французского «Либо умру, либо выживу».
Пятнадцатилетний парень, новая школа, слишком разговорчивая мамаша и знакомство со странными близняшками, втягивающими юношу в опасные игры и даже (мечта не только мальчика, но мужа) эротические отношения на троих. В этом милом полудетективном кино с проваленным финалом самое интересное то, как рифмуется название фильма с картиной Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Очевидно, все подростки мира думают одинаково, разве что французские настроены менее воинственно.
В той же программе «Вокруг света» показали «Снег», очень неспешно живописующий быт случайной боснийской деревни под названием Славно.
Мужчины погибли на войне, а женщины, дети и старики живут так, будто и не было никакой войны. Так продолжается, пока в деревне не появляются бизнесмены, желающие перекупить у жителей их землю… Если честно, не то чтобы это было скучное или плохое кино, но после недели каждодневного просмотра картин из жизни простых жителей Китая, Болгарии или, скажем, Турции душа, глаза и прочие органы просили Диллинджера.