«Царя» Павла Лунгина, фильм-открытие Московского международного кинофестиваля, прессе показали на день раньше. Несмотря на то что показ проходил в 10 утра, в зале не было свободных мест – кинокритики заняли весь «Художественный», сидели в бельэтаже, на столах и на полу. На экране тем временем Иван Грозный (Петр Мамонов) выяснял отношения с боярами, Богом, самим собой и митрополитом Филиппом (Олег Янковский). Первым делом хочется отметить непривычную достоверность происходящего – штатный оператор Клинта Иствуда Том Стерн и усилия гримеров придали лицам, обстоятельствам и окружению чуть землистый оттенок русского средневековья.
Вечером того же дня Павел Лунгин давал пресс-конференцию. Он рассказал, что Иван Васильевич и Филипп – суть две грани того, что называется русской государственностью. Именно они, обязательно вместе, заложили ее основы и принципы, которые выстроились в то, что мы имеем сейчас. Режиссер подчеркнул, что на всех этапах создания картины руководствовался историческими источниками, пытался реконструировать выбранный сюжет с минимальными отступлениями. Журналистам, впрочем, удалось выяснить – чудо с иконой все же находится в пространстве художественном, а не историческом, но Павел Семенович отметил, что XVI век был эпохой, когда чудеса творились постоянно, «раз в неделю как минимум». Отец Иоанн Охлобыстин к сказанному добавил, что его шут, которого многие сочли за беса-искусителя, на самом деле символизирует истерическую сторону русского человека, которая всегда проявляется в отношениях с верой и властью.
Впрочем, про «Царя» лучше будет поговорить после открытия – первого официального открытого показа фильма.
Да и фильм этого более подробного разговора более чем заслуживает.
В тот же день у павших духом после трагического лунгинского фильма была возможность поправить эмоциональное здоровье внеконкурсной картиной «Кадиллак Рекордс» про зарождение ритм-н-блюза как части шоу-бизнеса. Главным героем картины формально являются польский еврей Леонард Чесс, основатель лейбла «Чесс Рекордс», и один из его первых клиентов – Мадди Уотерс. Именно эти люди сделали корневой блюз – музыку гопников с Миссисипи со стволами за пазухой – доступной миллионам и вывели блюз на верхние строчки чартов. Именно они открыли миру Хаулина Вулфа, Этту Джеймс, Чака Берри и Литтл Уолтера, которые скрупулезно выведены в качестве персонажей картины
«Кадиллак Рекордс», конечно, больше о времени, чем о героях. О времени, когда красивые черные люди получили возможность выступать в клубах, ездить на шикарных кадиллаках и стильно одеваться. О том, что музыка, простите за банальность, единственный язык, не имеющий национальной принадлежности, благодаря которому люди могут танцевать друг с другом, не обращая внимания на цвет кожи.
«Все всех трахают – это и есть блюз», — говорит в фильме великий Мадди Уотерс. Лучше и не скажешь.
Отдельно стоит упомянуть прозорливость создателей картины, пригласивших на роли ныне здравствующих Этты Джеймс и Чака Берри певицу Бейонс и рэпера Мос Дефа. Мало того что они оказались отличными актерами, так еще и походя протянули мост от ставшего сегодня престижным и почти элитарным дельта-блюза к арэнби и хип-хопу, которые продолжили эту историю.
Кроме того, фильм, явно помимо желания организаторов, стал своеобразным предисловием кинофестиваля. В конкурсе будут фильмы не о прекрасной эпохе или хотя бы ее конце, а, скорее, о суровой реальности. Так почему бы не вспомнить о том, как все начиналось.
Открытие ММКФ пройдет сегодня, в 19.00, в кинотеатре «Пушкинский».