В конкурсе ММКФ российских фильмов по обыкновению немного. Всего три с половиной, считая «Петю по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, «Чудо» Александра Прошкина, «Палату номер 6» Карена Шахназарова и «Мелодию для шарманки» Киры Муратовой, которую, несмотря на то, что Кира Георгиевна представляет Украину, язык как-то не поворачивается назвать иностранным режиссером. Но конкурс конкурсом, а Московский фестиваль про национальный кинематограф не забывает: он представлен в специальной программе, проходящей 20–27 июня в Доме кино. Ее вчера и представили на прошедшей в Доме кино пресс-конференции.
Имейте в виду — если всерьез взяться за посещение российской программы, может не остаться времени для других фильмов ММКФ:
каждый день, с обеда и до самого вечера, в двух залах Дома кино будут показывать новинки отечественного кинематографа — игровые картины, документалистику и анимацию. Но особенно организаторы гордятся ретроспективой фильмов Киры Муратовой, в которую войдут не только всем известные ленты вроде «Коротких встреч» и «Астенического синдрома», но и короткометражные работы режиссера.
Сразу следует оговориться, что некоторые из попавших в российскую программу фильмов новинки очень условные. Кое-что побывало в прокате — так обстоит дело с картиной Владимира Мирзоева «Человек, который знал все» и мультфильмом «День рождения Алисы» по Киру Булычеву. Часть лент уже участвовала в фестивалях, как, например, мультфильмы серии «Гора Самоцветов» и «Смешарики» или только что вернувшиеся с конкурса «Кинотавра» «Сказка про темноту» Николая Хомерики, «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Непрощенные» Клима Шипенко, «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина и «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова.
Принцип отбора крайне демократичный — не важен ни возраст, ни статус режиссера,
разве что вы не увидите блокбастеров вроде «Тараса Бульбы» и «Обитаемого острова». Организаторы делают упор на кино со сложной коммерческой судьбой и выбирают те фильмы, которым в лучшем случае грозит ограниченный прокат. А потому программа игрового кино представляет совершеннейшую сборную солянку — «Пассажирка» Станислава Говорухина и «Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук запросто соседствуют с авангардными «Обстоятельствами» Павла Руминова и «Дохлой кошкой» Якова Каждана.
Впрочем, старшее поколение, как выяснилось, молодежь недолюбливает. Станислав Говорухин на пресс-конференции, посвященной российской программе, ругал конкурсные картины «Кинотавра» почем зря:
«Большинство фильмов сделано в бешеном темпе, но все это тоска смертная».
Режиссер настаивал на том, что ленты сочинского киносмотра сняты исключительно для зарубежных фестивалей и показывают Западу то, что он хочет видеть, — варварскую страну. Говорухина поддержала Наталья Бондарчук, сказавшая, что «нам стараются внушить, что пошлость — это хорошо», а «народ на самом деле хочет нормального кино». На что Станислав Сергеевич возразил, что про народ он не уверен. Тех, для кого он делает кино, «офисный планктон считает отстоем».
Другие участники пресс-конференции попытались миролюбиво свалить вину на кинопрокат, мол, он рассчитан на подростковую аудиторию, поэтому режиссерам только и остается, что либо снимать для западных фестивалей, либо практически в стол. Однако когда речь зашла о прокате, все так разволновались, что дискуссию пришлось прервать, пообещав, что она продолжится во время круглых столов, которые пройдут в рамках программы российского кино.