Третий рейх, как известно, не на шутку был озабочен созданием сверхсолдат, силой мысли способных укладывать врагов к затянутым в Hugo Boss ногам аккуратными штабелями. В наше время эстафету нацистских хирургов с острыми скальпелями и внимательными микроскопами перехватила секретная правительственная организация, во главе которой стал политкорректный зловещий негр (Джимон Хунсу). Поворотные события в поисках сверхъестественных талантов развернулись на окраинах Гонконга, где встретились быстро прогрессирующий телекинетик (Крис Эванс), 13-летняя ясновидящая (Дакота Фэннинг) с розовыми прядями и загадочная брюнетка (Камилла Белль), обладающая выдающимися способностями к телепатии.
Режиссеру Полу МакГигану, видимо, на роду написано снимать кино, которое сперва проваливается в прокате, а после получает своих преданных фанатов.
Причем поклонники частенько приходят из рядов бывших ненавистников. Так было со «Счастливым числом Слевина», которое критика практически единогласно обозвала глупой формалистской поделкой и лишь спустя пару лет признала чуть ли не классикой жанра. Та же судьба, кажется, уготована и «Пятому измерению», еле-еле отбившему в мировом прокате смешной 35-миллионный бюджет.
Перенеся переживающий очередное рождение в голливудской кузнице жанр супергеройского кино на непривычную гонконгскую почву, режиссер добился сразу почти всего, что не удавалось мучительно очеловечивающимся «Железному человеку», «Темному рыцарю» и прочим нашим друзьям в смешных костюмах. Кстати, об одежде – не ждите от фильма латекса, громов и молний. Их не будет. Вместо этого будут потертые джинсы и трехдневная щетина. Впрочем, злодеи здесь одеваются в куда более аккуратные костюмы, больше подходящие мафиози высшего звена.
Парадоксальным образом «Пятое измерение» местами кажется почти буквально вдохновленным отечественными «Дозорами»:
тут сверхлюди живут в съемных халупах, скверно одеваются, пьют и решают вполне человеческие вопросы. Здесь нет ничего даже от «Хранителей», хоть и развенчавших комиксовую мифологию, но все же принадлежавших той же самой культурной парадигме.
У МакГигана правила принципиально иные – минимум спецэффектов, дрожащая камера, отсутствие звезд, кроме повзрослевшей Фэннинг. Вместо всего этого авторы предлагают навечно карваевский Гонконг, вечный Чайнатаун, безошибочно бьющий по центрам удовольствия любого киномана. Кто-то вспомнит «Бегущего по лезвию», кто-то — «Матрицу», самые чувствительные успокоятся возвращением в пространство «Любовного настроения» и «Чунгкингского экспресса».
В смысле построения действия и организации пространства режиссер пользуется почти теми же приемами, что и в «Счастливом числе», и вновь с легкостью раздвигает границы жанра.
Партизанские, по его собственному выражению, методы съемки, невесомая ирония, которой пропитано все происходящее, постмодернистское кружево распускается в высокую драму.
Ну а тем, кого не так беспокоит развитие кинокомикса, будет вполне достаточно дуэли на парящих в воздухе пистолетах и пьяной малолетней ясновидящей, монолог которой с легкостью убирает любых поклонников черного латекса и вечнозеленых мутантов.