Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ты на букву «П», я на букву…

Зураб Церетели, «Сто работ из Парижа»

Третьяковская галерея отметила 75-летие Зураба Церетели персональной выставкой «Сто работ из Парижа», где юбиляр демонстрирует творческий непокой и склонность к лиризму.

Когда в разговорах на темы художественной жизни кто-то из собеседников хочет сделать заочный комплимент Зурабу Константиновичу Церетели, реализуется это намерение обычно в такой форме: «Ну, монументы у него действительно не очень, а вот живопись вполне приличная». Под «приличием» живописи понимается ее связанность с мировой культурой – мол, здесь не графоманство какое-нибудь, а следование традициям модернизма. «Какой портрет, какой пейзаж!» – намекает этот условный поклонник станкового творчества Церетели, противопоставляя декоративную красоту и «праздничность колоритов» на холстах и шелкографиях явному уродству гигантских изваяний.

Миф этот настолько распространен, что и сам художник склонен в него верить.

Вернее, во вторую его часть, где говорится о декоративной изысканности его малоформатных произведений (тезис о неуклюжести монументалки отклика в душе Зураба Константиновича, понятное дело, не находит). «Да уж, – рассуждает, вероятно, президент Академии художеств в редкие минуты досуга, – свыкнуться с моими скульптурными новациями им трудновато, не доросли пока до полноценного восприятия, зато камерные мои опусы уж точно не оставят никого равнодушными». И, утешившись подобным соображением, маэстро с новыми силами берется за вдохновенную кисть, чтобы изобразить тифлисского кинто, Чарли Чаплина или натюрморт из дюжины винных бутылок. К этому занятию его особенно располагает атмосфера парижской мастерской, откуда и прибыли на юбилейную выставку произведения последних лет.

Без изваяний, конечно, тут все равно не обошлось.

Глядя на бронзовые рельефы со стилизованными шарманщиками и торговцами скобяным товаром, невольно задаешься вопросом: стоило ли транспортировать их с берегов Сены, когда в Москве, в личной галерее автора на Пречистенке, полным-полно таких же? Или Париж в названии упомянут фигурально, как источник вдохновения, а производилось все в местных условиях? Впрочем, принципиальной разницы нет. Где бы ни предавался художник творческому процессу, результаты сходны.

Какой резон вникать в географические обстоятельства, если у этого человека голова всюду работает одинаково?

Скажем, про Анри Матисса важно знать, что поездка в Алжир и Марокко во многом перевернула его представления о световоздушной среде и прочих профессиональных категориях. А вот Зураб Константинович знай дует в одну дуду, куда бы его ни занесла судьбина.

Яркие колориты и размашистые движения кисти действительно выдают знакомство бенефицианта с мировым искусством ХХ века. Особенно почитаем в его личном пантеоне Пабло Пикассо, о духовном родстве с которым Церетели не прочь поразглагольствовать. Мол, ты на букву «П», я на букву «Ц», а между нами... Короче, свой респект родоначальнику кубизма Зураб Константинович выражает и явно (например, в нынешней экспозиции можно увидеть гипсовую голову Пикассо, раскрашенную черными, красными и голубыми полосами – словно перед нами фанат неведомого футбольного клуба), и опосредованно – через грубоватую, нарочито тяжеловесную художественную манеру.

Вот только до пикассовской мощи эти стилизации никак не дотягивают.

Более того, и дотягивать не собираются. Если в молодые годы у Церетели еще чувствовался конкурентный задор, желание что-то доказать себе и окружающим, то нынче преобладают бездумный гедонизм и небрежная маэстрия.

Хотя на выставке вдоволь сюжетов личного характера, почти интимных (автор любит давать своим работам подчеркнуто субъективные заголовки типа «Вздремнули чуть-чуть» или «У Пьера приятное общество»), однако никакого внутреннего трепета и душевной приподнятости в них не ощущается. Перед глазами – практически конвейер, разве что с несколькими модификационными линиями. Можно так, можно эдак, или еще вот таким образом – за рамки своих канонов Церетели и не думает выглядывать.

Миф об одаренном, фонтанирующем идеями живописце легко рушится, когда его опусы выстроены в ряд.

Пресловутая декоративность сразу выглядит квелой, композиции – неизобретательными, персонажи – картонными... Только не подумайте, что все это сказано в отместку за памятник Петру на Москве-реке и за чудовищный фонтан на Манежной площади. Многолетние эти язвы на теле города и впрямь никак не заживают, но формат камерной выставки все же позволяет отвлечься от прискорбных воспоминаний о монументалистике. Если бы здесь действительно обнаружились шедевры, пришлось бы, тяжело вздохнув, признать: может ведь, когда постарается. Но не старается – и, скорее всего, не может. Творческой цельности у Зураба Константиновича не отнять. Раз уж впал в эклектику и бездумность, будет держаться этой линии во всем.

Новости и материалы
Пьяный россиянин за рулем бетономешалки пытался уйти от погони ДПС, но съехал в кювет
Глава ОКР Поздняков: к счастью, мы пропустили парижскую Олимпиаду
Ученые научились предсказывать извержения вулканов по лавовым кристаллам
Reuters установило личности пропавших без вести в Мали вагнеровцев
Эмили Ратаковски прогулялась в расстегнутой рубашке без бюстгальтера
Кендалл Дженнер кардинально сменила имидж: «Драматическая трансформация»
В России готовятся к внедрению биометрии при оформлении билетов на поезда
Шифр Hamster Kombat на 11 и 12 сентября появился в сети
Зеленский раскрыл итоги встречи с госсекретарем США и главой МИД Британии
Поклонская объяснила, зачем показала школьникам руны
45-летняя звезда «Кухни» снялась в облегающем платье: «Идеальная фигура»
«Простите ради бога»: россиянка оставила кота в переноске на границе, его спасли волонтеры
Легенда «Спартака» о переходе Соболева в «Зенит»: наконец-то это закончилось
В Херсоне в третий раз за сутки прогремели взрывы
Бывший зять Шойгу вышел на публику с новой возлюбленной
У занимающихся спортом людей более здоровый жир на животе, выяснили ученые
Ученые обнаружили в Европе неизвестную общину неандертальцев-затворников
Дипломат США заявила, что Белый дом приближал Украину к членству в НАТО
Все новости