Многим памятна сенсация пятилетней давности, когда наследники американского медиамагната Малкольма Форбса выставили на аукцион уникальную коллекцию произведений фирмы Фаберже. Продавать ее собирались в розницу, так что о сохранении целостности собрания даже и речь не шла. Однако в последний момент (поговаривали, что по настоятельной рекомендации из Кремля) за кулисами аукциона появились представители Вексельберга и забрали все оптом.
Сумма сделки тогда не разглашалась, но культурная общественность сошлась во мнении, что вексельберговский фонд «Связь времен» заплатил в общей сложности около ста миллионов долларов.
Таким способом коллекция драгоценных предметов от Карла Фаберже вернулась в Россию.
Некоторая ее часть в виде передвижной выставки успела побывать в ряде российских городов — не только в Москве и Петербурге, но и в Екатеринбурге, Перми, Иркутске.
Теперь владелец раритетов решил, что настала пора предъявить коллекцию целиком, за вычетом нескольких вещей, не прошедших полного цикла реставрации или содержащих клейма не Фаберже, а иных ювелиров.
Ядром этой экспозиции послужат прославленные пасхальные яйца, принадлежавшие императорской семье. Их девять, начиная с самого первого, с золотой курочкой внутри, которое в 1885 году Александр III преподнес своей супруге Марии Федоровне. Этот момент и стал началом необычайного вознесения и процветания фирмы Карла Фаберже, унаследовавшего от отца ювелирное дело с относительно скромным оборотом. Впрочем, закат предприятия случился всего-то через 32 года, и вовсе не по причине каких-то творческих или финансовых неудач.
На выставке можно увидеть не только первое, но и последнее императорское яйцо, украшенное Георгиевским крестом.
Оно датировано 1916 годом. Вскоре Карл Фаберже вынужден был бежать от революции и скончался в 1920 году в эмиграции.
Пасхальные и коронационные яйца со встроенными внутри сюрпризами — моделями дворцов, яхт, карет, пароходов, а также фигурками птиц и животных — навсегда остались «фирменным блюдом» от Фаберже, его опознавательным знаком. Но имелись в арсенале его мастерской и десятки других изделий, которые можно счесть даже дизайнерски более продвинутыми и элегантными, нежели императорские семейные подарки.
Надо сказать, что после приобретения коллекции Форбса вексельберговские эмиссары не сидели сложа руки и в итоге сумели набрать на мировых аукционах изрядное добавление к первоначальному собранию. Например, активно покупались предметы с гильоше-эмалями (орнаментированными эмалями), которые мастера фирмы Фаберже делали на заказ для европейской аристократии. Особенно ценен здесь ювелирный ансамбль в желтом и синем тонах, некогда специально исполненный по просьбе барона Леопольда де Ротшильда.
Поначалу устроители думали ограничиться только предметами с клеймом самого Карла Фаберже,
но, подумав, расширили репертуар за счет произведений других придворных ювелиров. Скажем, в экспозиции появится зал с условным названием «Святые образы», где будут показаны иконы в драгоценных окладах. Работ фирмы Фаберже здесь практически нет, поскольку она не специализировалась на богослужебной утвари, зато можно встретить оклады из мастерских Овчинникова, Хлебникова, Морозова или от изощреннейшего ювелира Франца Рюкерта.
Выставка и названа «Эпохой Фаберже» по причине того, что включает в себя некоторые достижения партнеров и конкурентов Карла Густавовича. Они тоже носили звания поставщиков императорского двора — впрочем, превзойти Фаберже в славе и влиянии так и не сумели.
Нынешняя выставка обещает быть грандиозной: в нее вошли свыше трехсот ювелирных предметов.
И дело даже не в количестве изведенных драгметаллов и камней, а в демонстрации лучших образцов русской ювелирной школы, которая более сотни лет назад выдвинулась на мировую авансцену и считалась одной из лучших. Надо полагать, заслуженно.