Предъюбилейный 59-й Берлинале побил рекорды посещаемости: уже к середине киносмотра было продано 270 тысяч билетов (для сравнения, в прошлом году — 240 тысяч за весь фестиваль). И можно только догадываться, что явилось причиной рекорда — кризис, вынудивший публику искать демократичные варианты досуга, или толпа звезд: покрасоваться приехали и Рене Зельвегер, и Кейт Уинслет, и Клайв Оуэн, и Деми Мур, и Мишель Пфайффер, и Кира Найтли с бойфрендом Рупертом Френдом, сыгравшим в драме Стивена Фрирза «Шери». По крайней мере, вряд ли виною подобного успеха стала программа.
Нынешний фестиваль ругают на чем свет стоит.
Говорят, за вычетом традиционной политизированности по общему уровню конкурсантов Берлинале нехорошо походил на своего московского коллегу. Впрочем, говорят также, что жюри под руководством шотландско-британской актрисы Тильды Суинтон, некогда, между прочим, состоявшей в коммунистической партии, удалось принять почти идеальное решение, наградив картины, обладающие не только политической, но и художественной ценностью.
Главный приз достался ленте перуанской кинематографистки Клаудии Льосы «Молоко скорби».
Это первый перуанский фильм, участвовавший в конкурсе Берлинале за всю историю его существования, и с первого же раза он попал в точку: здесь есть и политика, а куда же без нее в Берлине — героиня, родившаяся в результате изнасилования во времена военной хунты, живет в страхе, впитанном с материнским молоком.
И пикантная артхаусная метафора — в качестве защиты девушка держит во влагалище проросшую картофелину.
Гран-при жюри поделили две любовные истории: интернациональный (Уругвай, Германия, Аргентина, Голландия) «Гигант» (ему также отошли приз за лучший дебют и приз Альфреда Бауэра) о высоком чувстве между охранником супермаркета и уборщицей, и «Все остальные» — немецкая социальная лента о молодых любовниках. Причем награду за лучшую женскую роль отдали сыгравшей в картине Баргит Минихмайр. За лучшую мужскую роль «Медведь» достался Сотиги Койяте, сыгравшему мужчину, потерявшего сына во время теракта, в фильме французского араба Рашида Бушареда «Река-Лондон».
За сценарий наградили фильм Орена Мовермана и Алессандро Камона «Посыльный» с Вуди Харрельсоном и Беном Фостером: актеры сыграли военных, вынужденных сообщать семьям о гибели их родственников в Ираке. Кстати, режиссер фильма Орен Моверман работал соавтором сценария в картине «Меня там нет» — необычном байопике Боба Дилана, образы которого исполнены в ленте семью разными актерами, в том числе и Кейт Бланшет. Режиссерский приз взяла драма Ашгара Фархади «Об Эли» о возвращающемся из иммиграции иранце.
В общем, за бортом остались главные знаменитости — китаец Чен Кайге с «Покоренным навечно», Франсуа Озон с «Рикки», автор «Опасных связей» Стивен Фрирз с новой костюмной любовной драмой «Шери», «Мамонт» Лукаса Мудиссона...
Там же оказалось и российское кино. Его в Берлине было много, но все больше за пределами конкурса, по крайней мере, основного. «Улыбку Будды» бурята Баира Дышенова и анимационный фильм Инги Коржневой «Майма долгожданный» можно было увидеть в секции короткометражек. В программе «Форум» показали новую картину Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь», в «Панораме» — «Россию 88» — неонацистскую любовную историю Павла Бардина в духе «Ромео и Джульетты».