Знакомо ли вам неописуемое чувство эйфории, охватывающее при виде таблички «распродажа», или наслаждение от удачной покупки, сравнимое с вниманием симпатичного незнакомца? Или, может, названия модных марок ласкают ваш слух подобно любовной песне? Тогда, вероятно, вы шопоголик. Проведем небольшой тест: допустим, вы идете по улице и видите на витрине удивительный и прекрасный, но баснословно дорогой шарф, который сегодня продается со скидкой, а значит, стал чуть менее баснословно дорогим. Что вы сделаете: a) пройдете мимо; б) потратите заначку, отложенную на то, чтобы расплатиться за квартиру; в) влезете в очередной долг на кредитной карточке. Предпочитающие первый вариант вряд ли дочитают до этого места, а настоящий шопоголик — это тот, кто выбрал третий пункт, потому что свою заначку, так же как и секретную заначку, так же как и сверхсекретную заначку, он потратил еще две недели назад на покупку сумочки и сапожек.
Примерно так живет Ребекка Блумвуд (Исла Фишер), заработавшая детскую травму на почве скопидомства родителей (Джон Гудман и Джоан Кьюсак).
Когда кредитный лимит на карточках Ребекки подходит к концу, в мучительной попытке наладить свое материальное и профессиональное счастье девушка бежит на собеседование в модный журнал. Вакансия оказывается закрыта, зато Ребекке, приятно выделяющейся из скучной толпы кандидатов безумными нарядами попугайской расцветки и непосредственностью, граничащей с идиотизмом, посчастливится произвести впечатление на редактора экономического издания Люка (Хью Дэнси). Здесь можно было бы с умным видом заметить, что героиня, при помощи кредиток просадившая на шмотки деньги, которых у нее никогда не было и не будет, как нельзя лучше символизирует американскую экономику и красивую жизнь за счет займов: так вот, именно в таком духе, оперируя простыми и понятными аналогиями, Ребекка не без успеха разъясняет читателем суть мировых финансовых проблем.
«Шопоголик» режиссера Пи Джей Хогана («Свадьба лучшего друга») снят, естественно, по серии бестселлеров, а британка Мэдлин Уикам, пишущая также под псевдонимом София Кинселла, до того как заделаться беллетристом, трудилась на ниве финансовой журналистики.
Может закрасться подозрение, что следуя проторенному пути (если не сказать проложенному шоссе) имени Бегбедера, как и автор «Дьявол носит Прада» Лорен Вайсбергер или Тоби Янг, Уикам тоже пользуется популярным литературным приемом, строя писательскую карьеру на высмеивании покинутой работы и медийных нравов.
Не тут-то было. «Шопоголик» — вовсе не сатира, а романтическая комедия положений.
Светский мир вечеринок становится источником уморительных переделок, в которые попадает неловкая и смешная, как Чарли Чаплин, Ребекка, и на всю историю имеется лишь один персонаж, которого можно было бы с натяжкой оценить как злодея. Общество анонимных шопоголиков, вранье кредитору об умирающей с завидным постоянством тетушке: никакого яда, сплошное веселье. И, по большому счету, даже сам шопоголизм предстает не мерзким пороком, а всего лишь испытанием для современной Золушки, у которой вместо феи-крестной и сказочных орешков есть лишь не очень волшебная кредитка.