Расплата за успех все ближе – в Москве, по словам организаторов, уже полным ходом идет подготовка очередного «Евровидения». В пятницу в присутствии журналистов в одном из залов гостиницы Marriott Royal Aurora прошла жеребьевка, распределившая тридцать восемь стран-участников конкурса по двум полуфиналам, которые состоятся в спорткомплексе «Олимпийский» 12 и 14 мая.
Первой на трибуну поднялась ведущая ответственной церемонии жеребьевки Яна Чурикова, рассказавшая о правилах.
В каждом полуфинале по девятнадцать стран. Полуфинал будет транслироваться по телевидению только у участников, однако голосовать смогут все.
Кроме соревнующихся, есть еще пять стран – Испания, Великобритания, Германия, Франция и Россия, – автоматически попадающих в финал. Жеребьевка производилась с помощью генератора случайных чисел, в роли которого выступили семь «очаровательных ассистенток», достававших из стеклянных чаш матрешки с названиями стран внутри. На протяжении получаса одетые в красное девушки самоотверженно позировали для камер, курсируя от подконтрольных чаш до оглашавшей список Чуриковой. Кроме журналистов и пользователей интернета, за церемонией внимательно наблюдали исполнительный контролер «Евровидения» Сванте Стокселиус и его помощница
Вот как выглядит список участников каждого из полуфиналов. В первом примут участие исполнители из Боснии и Герцеговины, Швеции, Израиля, Бельгии, Андорры, Чехии, Черногории, Исландии, Грузии, Болгарии, Португалии, Швейцарии, Македонии, Финляндии, Беларуси, Турции, Румынии, Мальты и Армении. Во втором полуфинале участники из Словении, Дании, Азербайджана, Голландии, Латвии, Венгрии, Сербии, Норвегии, Украины, Греции, Литвы, Польши, Хорватии, Эстонии, Молдовы, Кипра, Ирлании, Словакии и Албании.
После официальной части случился сюрприз – очередная инкарнация детского ансамбля «Непоседы» исполнила песню-победителя «Believe», текст которой некоторые россияне знают уже лучше слов государственного гимна.
Детей, которых было семеро (один солист и шесть бэк-вокалистов обоих полов), представили надеждами будущих «Евровидений», что, судя по всему, не так уж далеко от правды. Дело в том, что в России «Непоседы» — это что-то вроде Микки-Маус-клуба в США – именно отсюда уже вышли, скажем, группа «Тату» и распавшийся дуэт Smash. Впрочем, все это в будущем, а журналистов после жеребьевки ждала пресс-конференция.
К Сванте Стокселиусу присоединились Константин Эрнст, глава музыкальной дирекции «Первого канала» Юрий Аксюта, глава дирекции спортивных и зрелищных мероприятий правительства Москвы Александр Полинский и представители «Ростелекома» и Райффайзенбанка, выступающих спонсорами конкурса в этом году. Сванте Стокселиус, открывая пресс-конференцию, сообщил, что работа по подготовке конкурса идет без форс-мажоров, и похвалил команду «Первого канала». После того, как все подобающие случаю респекты и туманные обещания были проговорены, настало время вопросов. Больше всего журналистам, разумеется, хотелось узнать подробности грядущих шоу и проходящего в данный момент отбора артиста, представляющего Россию.
По поводу представлений Эрнст предпочел отшутиться и заявил, что если сейчас рассказать какие-то секреты, то сюрприза не получится.
Юрий Аксюта, впрочем, позднее не удержался и рассказал, что в планах организаторов, в числе прочего, проведение концерта «Легенды Евровидения», в котором должны принять участие победители нескольких последних конкурсов. Кроме того, отвечая на вопрос, кто будет вести церемонию и не станет ли ведущим Филипп Киркоров, генеральный директор «Первого канала» пообещал, что нет, Киркорова не будет. Что же касается отбора российского кандидата, то, по словам Константина Львовича, цели победить любой ценой перед Россией уже не стоит, а главным критерием выбора исполнителя станет качество музыкального материала. Голосовать же за кандидатов во время отборочного тура в этом году будут одновременно компетентное жюри и телезрители. Всего на конкурс на данный момент, по словам Юрия Аксюты, прислано более тысячи заявок от молодых исполнителей.
Следующий блок вопросов касался размещения участников соревнований и болельщиков, которые собираются приехать переживать за своих земляков. По словам Александра Полинского, уже выбраны 25 отелей в категории комфорта от трех до пяти звезд, в которых поселятся участники. Что же касается болельщиков, то для них будет облегчен визовый режим. «Москва справится», — подытожил проводивший финал Лиги чемпионов Полинский.
Не осталась в стороне и тема роста бюджета в условиях кризиса. Эрнст заявил, что все дополнительные расходы дирекция «Первого канала» возьмет на себя, однако постарается закончить все расчеты к апрелю, то есть к концу финансового года. «Потому что что дальше будет с долларом, неизвестно», — мрачно заметил гендиректор «Первого канала».
Наибольшее же оживление вызвал вопрос о том, почему у нас столь серьезно относятся к проведению «Евровидения», тогда как в остальных европейских странах, по словам задавшей вопрос журналистки, этот конкурс никто уже всерьез не воспринимает.
В ответ на этот выпад Эрнст напомнил, что трансляция триумфального для России конкурса в прошлом году сопровождалась довольно жесткими комментариями со стороны ее британского ведущего. Более того, англичане всерьез подумывали о том, чтобы отказаться от участия в конкурсе в этом году. Кроме того, он напомнил, что на предстоящем соревновании песню для британского исполнителя напишет сам сэр Эндрю Ллойд Уэббер, что ни в коей мере не свидетельствует о легкомысленном отношении к музыкальному состязанию у европейцев. В финале своей речи Эрнст заявил, что скепсис, проявляемый в российских СМИ по отношению к конкурсу, вызван тем, что музыкальные журналисты ориентированы, прежде всего, на рок-музыку, которой в России, по словам гендиректора «Первого канала», не существует. Подобную точку зрения он назвал снобизмом, основанным на внутренних комплексах.
Чтобы немного разрядить слегка накалившуюся атмосферу, Эрнст перевел разговор на рассказ о своей встрече с Эндрю Ллойдом Уэббером.
Константин Львович долго рассыпался в комплиментах, адресованных композитору, называл его гением и «медиатором, через которого Бог говорит довольно часто». Эрнст признался, что в свое время выучил английский по обложке «Jesus Christ Superstar», и рассказал о смятении, в котором пребывает Уэббер в связи с предстоящей работой над песней для конкурса. Легкомыслием там, по словам гендиректора «Первого канала», и не пахнет. А свои шансы на победу великий композитор оценивает словами «может, получится».
В финале пресс-конференции собравшимся впервые показали логотип «Евровидения-2009». Им стала жар-птица «с элементами Синей птицы», как отметила Яна Чурикова. «И несколькими музыкальными обертонами», — добавил Эрнст.