Когда речь заходит об эпохе расцвета джаза – пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века, – чтобы отболтаться от назойливого собеседника и не попасть впросак, следует вспомнить имена гигантов Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна, Чарли Паркера… В принципе, этого уже достаточно для того, чтобы вас приняли за своего. В любом случае Фредди Хаббард в этом ряду будет не всегда – не так популярен он в наших широтах, да и родился на десять лет позже мэтров – в 1938 году. Если же ваш собеседник окажется выше среднего сведущ в бибопе, хард-бопе и прочих разновидностях «композиторского» джаза, то имя это лучше упомянуть, потому что для этой музыки имя Хаббарда значит никак не меньше.
Играть Фредди Хаббард начал еще в школе, в местной джазовой группе, потом учился в Консерватории Джордана у ведущего трубача симфонического оркестра Индианаполиса.
Уже тогда он начал выступать, по субботам сбегая играть в джазовые клубы Чикаго. В юности он работал с братьями Уэсом и Монком Монтгомери, басистом Ларри Ридли и саксофонистом Джеймсом Сполдингом, а уже в двадцать лет, в 1958 году, переехал в Нью-Йорк и сразу начал играть с лучшими джазменами эпохи вроде Сонни Роллинза, Филли Джо Джонса и Слайда Хэмптона. Первое время он жил у великого Эрика Долфи. Именно он, как впоследствии вспоминал Хаббард, научил его играть вне регистров и обратил внимание на творчество Рави Шанкара.
В 1960 году музыкант выпустил первый самостоятельный альбом «Open Sesame» и тогда же начал формироваться его собственный, очищенный от чужих влияний, самостоятельный стиль.
Преимущественно это был хард-боп, но эксперименты Хаббарда коснулись также джаз-рока, бибопа и модального джаза. В том же году джазовый журнал Downbeat удостоил Хаббарда награды «Новая звезда» как лучшего трубача.
В шестидесятые Хаббард стал одним из самых востребованных джазменов, записывался с Херби Хэнкоком, Артом Блейки и Оливером Нельсоном. Достаточно сказать, что для одного из самых авторитетных джазовых лейблов Blue Note музыкант в эти годы записал восемь сольников, а также поучаствовал в записях 28 пластинок в качестве приглашенного музыканта.
Начало семидесятых ознаменовалось для музыканта записью лучшей, по мнению ценителей, пластинки «First Light».
После них был неудачный контракт с Columbia и несколько коммерческих и освистанных поклонниками записей. Но потом — оглушительные концерты в Беркли, на которых ему аккомпанировала вся группа Майлза Дэвиса, кроме самого мастера. Это выступление позднее было издано под названием VSOP: The Quintet. В таком же составе Хаббард гастролировал в конце семидесятых.
В дальнейшем Хаббард больше не терял своего культового статуса и не пускался в погоню за коммерческой популярностью – его записи 80-х и начала 90-х годов для Blue Note и Atlantic закрепили уверенность поклонников и критики в композиторском и исполнительском мастерстве музыканта.
В 2006 году Фредди Хаббард был удостоен награды NEA Jazz Masters – престижнейшей джазовой премии.
В ноябре 2008 музыкант перенес инфаркт, осложнения после которого стали для него фатальными. Вчера Фредди Хаббард скончался в больнице городка Шерман Окс в пригороде Лос-Анджелеса.