Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Муха в «Цехе»

Фестиваль российских театров танца «Цех»

Фестиваль российских театров танца «Цех» существует уже восемь лет. Все эти годы он претендует на статус знаменосца времени не меньше, чем премия Кандинского для концептуальных художников или смотр артхаусных фильмов — для продвинутого кино.

«Цех» — не просто сборная солянка из маленьких и средних номеров, собранных из разных мест большой страны. Он заявлен организаторами как «групповой портрет в интерьере сегодняшнего дня». В преамбуле это описано красиво, по-латыни — «casus improvisus» («непредвиденный случай»). Точнее, так назван весь отечественный современный танец, а игра слов намекает на непредсказуемый характер феномена.

Фестиваль проходил на двух площадках. Одна, «Актовый зал» — авангардная, вторая, Центр имени Мейерхольда — умеренная. Зазор между этими определениями вмещает весь «Цех» 2008 года. Странно, кстати, что название феста в этом году не изменили. Ведь организаторы, год назад отбиваясь от обвинений в отсутствии танца на смотре танца, ссылались на неправильно понятую критиками концепцию проекта — мол, у нас не фестиваль танца, а фестиваль невербального театра.

Спору нет, это не одно и то же.

С другой стороны, театр танца — тоже емкое понятие. Если исполнитель не стоит стоймя на месте, а делает хотя бы шаг — можно считать это танцем.

Первый номер феста назывался «Мое тело – телефон». Две девушки, одна в мужских трусах и с нарисованными усиками играет парня, зацикленного на компьютере. Парень в буквальном смысле молится компу, стоя на коленях и засунув голову в раскрытый ноутбук. А рядом остервеневшая жена-«лесопилка», которая беззвучно орет на домашнего фанатика.

Эпизод с головой в ноутбуке – просто эмблема «Цеха».

Без медиатехнологий этот фестиваль (как, впрочем, любые фестивали современного искусства) чувствует себя все равно что голым. Как говорит герой упомянутого выше спектакля, «все хотят мобилу, а самокат никто не хочет». В принципе, можно вообще отказаться от живых артистов и все перенести в компьютер, раз он так моден: электронная версия танца (что-то вроде видеоклипа, мультика или компьютерной игры) дешевле – ни костюмов с декорациями, ни аренды сцен, ни гонораров. Во время кризиса самое оно.

Но пока до этого не дошло. Пока комп и танцовщик еще сотрудничают как бы на равных. То есть танцовщик движется, и его движения проецируются на экран. Тут в дело включается электроника — и пошло-поехало. Иногда это емко и красиво, как абстрактное декоративное панно «Quad/round/line» Анны Абалихиной, вписавшей изгибы тела в черно-белую компьютерную графику. Иногда – затянуто и многозначительно, как схожий проект Дины Хусейн, чью фигуру медиахудожник то сплющивал на экране в блин, то пришивал дюжину рук, то множил в нескольких экземплярах, создавая эффект «кривого зеркала». Компьютерные спецэффекты тянули в сторону ужастика, но одновременно с этим в зрительный зал зачем-то вошел огромный ряженый «кролик». Вот и понимай как знаешь эту «кэрроловщину».

То были видения Алисы в стране чудес, наверно.

В подобных проектах неважно, есть ли у двигающегося человека хоть какая-то координация и каково вообще его движение. Комп осуществил давнюю месту современных творцов, проповедующих конец понятия «качество в искусстве». Теперь лишь программист обязан быть хорошим. Но интересно: захотели бы творцы есть обед от повара, не умеющего готовить? Или носить одежду, пошитую вкривь и вкось?

Вы спросите, были ли старомодные «безлошадные» (то есть безкомпьютерные) танцы. Да, случались и такие. Например, трио из Петербурга под названием «Франческа да офис», после которого захотелось поехать на могилу Петра Ильича Чайковского и возложить букет цветов – за то, что сочинение «Франческа да Римини» не очень длинное. А то мучиться бы зрителям долго, созерцая глуповатую «комедию» служебного романа, при котором стол и стул используются для секса без отрыва от производства. Местами «контемпорари данс» был похож на горячую птицу-тройку из анекдота про коней: ехать на них не едут, но запрягают-распрягают без конца.

Это к вопросу об излюбленной теме современного искусства — бессмысленной тоске.

Вот группа «Онэ цукер» показывает спектакль «Нехватка воздуха». Целый час они исправно иллюстрируют заглавие. И буквально, и аллегорически. Активно душат сами себя, издавая жуткие звуки – как будто прорвало канализацию. Не менее длинный опус команды «По. В. С. танцы» «Практика вероятности» спровоцировал на вопрос «зачем вам зрители»? Пять человек, договорившись о хронометраже приходов на сцену и уходов с нее, импровизируют телодвижения, кто как хочет, под скрип и скрежет фонограммы долго вслушиваясь в собственные ощущения. Им явно в кайф. И пожалуйста, но для экзерсиса есть репетиционный зал. Правда, в нем не будет такого эффекта, как от финала спектакля: все раздеваются догола и долго демонстрируют свои прелести народу.

Ехидная коллега по перу тут же предложила назвать текст о фестивале «Похвастаться нечем».

Проект с экзотическим названием «Хури-хури», показанный группой женщин «Киплинг» из Екатеринбурга, достаточно забавно муссирует тему женской доли на примере южноамериканских демонов из индейских мифов, привлекая к делу и куски теста, и клубки красных ниток, и песню о Че Геваре. Но вот беда – двигаться девушки хотят, но не умеют совсем. Перечислять можно долго, поэтому скажем коротко: если б не трагикомически-остроумный проект «Нейросчастье» челябинца Владимира Голубева и – в некоторой степени — брутальная «Сделка» костромской компании «Диалог данс» (дуэт по современной абсурдистской пьесе, воспевающей мужскую привязанность), автор этих строк испытал бы немного положительных эмоций.

Между танцами просто так и танцами «с технологией» мостиком завис проект Александра Пепеляева «Мух-Цокотух». Ну да, в основе та самая детская сказка. И муха ползает, и комарик летает с фонариком, и паук грозно шевелит конечностями. На экране, сами понимаете, компьютера. Но есть и их живые прототипы, чьи встречи и разлуки транслируются на экран не в реальном, а в отсроченном времени, так что персонажи то и дело встречаются с самими собой. Есть и лицо от автора, сам Пепеляев, зачитывающий текст Чуковского задом наперед.

Все для того, чтоб узнать, куда девается движение после того, как его произвели, и где оно было до того, как появилось.

Эта, достойная титанов, задача сопровождается пародией на классический балет (многолетний главный враг постановщика). А зачем понадобилось вводить эпизод вкалывания персонажами «дури» в вену с сопутствующей токсикоманией? Видимо, они признаются, что увиденное – наркотический бред.

А Фрейд был, ей-богу, неправ. Пепеляев это доказал. Детские комплексы у некоторых взрослых вовсе не нуждаются в поднятии на поверхность из недр подсознания. Они давно уже подняты, просчитаны, пронумерованы и пущены в дело. Все просто. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла. Умница.

Новости и материалы
В Москве завершились переговоры Путина и Фицо
«Ливерпуль» укрепил лидерство в АПЛ в матче с девятью забитыми мячами
В массовом ДТП в Москве пострадали сотрудники МЧС
Аэропорт Дамаска продолжит работу по спецразрешениям до следующего года
Олимпийский чемпион по боксу покинул пост заместителя губернатора Вологодской области
Орбан заявил о проигрыше Европы в конфликте на Украине
Гол Чалова принес победу ПАОКу
Ученые выяснили, как репродуктивные гены могут продлить жизнь
Трамп назвал ограничения Байдена, которые отменит в первый день президентства
Трамп захотел закрыть границу для нелегалов в первый день президентства
Журова о допуске российских фигуристов к отбору на ОИ: Украина не остановится
В Твери суд частично вернул иск лидера группы «Звери»
Развеян популярный миф об одиночестве
Банный комплекс изъяли у бывшего московского полицейского
Умер советский диссидент, пытавшийся угнать самолет и улететь из СССР в Израиль
Ученые добились прорыва в мгновенной передаче данных по оптоволокну
Олимпийская чемпионка: российские фигуристы злые и голодные до выступлений
Албания на год заблокирует TikTok
Все новости