Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Жижу заказывали?

Культура по четвергам

Культура по четвергам: постепенное угасание лета стало хорошим поводом поразмыслить над загадками летних музыкальных фестивалей на открытом воздухе.

Так было всегда. Ну хорошо, не всегда, но последние лет тридцать или сорок, со времен легендарного Вудстока – летом концерты правильно проводить на свежем воздухе. В наших широтах актуальнее, чем где-либо. Забудем на минутку о набившем оскомину «мертвом сезоне» и будем честны — культурная жизнь в московской духоте невозможна. Особенности содержания кислорода в московском воздухе не дают мозгу насладиться прекрасным. Для этого придумали идеальную форму – опен-эйры. Как выясняется, даже под дождем на таких мероприятиях находиться гораздо приятнее, чем в прокуренных клубах. Еще пять--семь лет назад рассуждать о том, какими эти фестивали должны быть и почему они такие, а не другие, не имело смысла. Стоило сказать спасибо, что они есть вообще. Но минувшим летом ситуация пришла к некой точке, встав на которую и озрясь окрест, можно выносить суждения, жалобы и предложения.

Итак, что мы имеем.

Главным летним сборищем по-прежнему остается «Нашествие». Брат-близнец «Нашествия» — «Эммаус» — тихонько слился с ним в единого гигантского гомункула и больше существовать отдельно не будет. Во что этот гомункул вылился в этом году, мы знаем. Если так будет продолжаться, то скоро в грязи будут не только спать и валяться, но и плавать, а возможно, и тонуть. Однако праздник русского рока, каковым фестиваль был и будет присно и вовеки, продолжает ставить рекорды посещаемости, взвинчивать цены на билеты и не утруждать себя раздумьями о зрителях. Все довольны, чего уж тут.

Другой его родственник – «Крылья» — в этом году не проводился вовсе. То ли из-за запрета на рекламу алкоголя, то ли еще из-за чего. Организаторы делают хорошую мину и обещают возвращение через год, но верится с трудом. Хотя выгодное отличие «Крыльев» было не только в топографической близости от города, но и в увеличивающемся из года в год количестве западных хедлайнеров. Хотя ходили сюда все равно не из-за них. В памяти вашего корреспондента еще живы подростки, во время выступления Fun-Da-Mental махавшие средними пальцами и скандировавшие имя любимой отечественной панк-группы.

Это что касается так называемых мейнстримовых празднеств.

Дальше по списку идут независимые фестивали.

За этот сегмент в области русского рока отвечают прежде всего еще сравнительно молодые «Пустые холмы». Здесь все по-свойски — с палатками и песнями под гитару и вообще гораздо больше соответствует духу того самого Вудстока. Только в понимании наших с вами соотечественников. Хедлайнерами здесь выступают Умка и Ольга Арефьева, а команды поплоше и (или) чуть менее известные заполняют пустоты. В этом году фестиваль собрал около десяти тысяч человек, что весьма неплохо, а все вернувшиеся высказывались в духе глубокого удовлетворения случившимся.

Дальше идут «инди-фестивали» в черте города: Avant, народившийся в этом году Blast Fest и «Пикник «Афиши». Здесь все строится по схеме «маститый и культовый хедлайнер плюс немного наших эпигонов». Организация в первом случае хуже, во втором – лучше. Об открытых площадках напоминают только извечные синие кабинки. Грязи нет. Однако зачем сольные выступления маскировать под фестивали, не совсем понятно. Все-таки состав участников слишком неоднороден, а некоторые меломаны из продвинутых и вовсе являются к выходу на сцену своих любимцев, игнорируя молодые дарования.

С «Пикником» в этом году вышло и вовсе смешно – тысячи выряженных кто во что горазд подростков целый день шлялись по Коломенскому, а самой актуальной независимой группой все равно стал «Ленинград».

Такого экстаза ни одна из приглашенных из-за океана звезд не заработала, как не пыталась. Хотя кто-то из них, кажется, даже вывихнул лодыжку.

Увенчалось фестивальное лето фестивалем «Соседний мир», прошедшим на мысе Казантип в середине августа. Несмотря на все политические проблемы, организаторами выступили москвичи из числа энтузиастов. Без всякой спонсорской поддержки прямо на пляже была разбита сцена. Организация фестивального пространства поначалу вызывала приятное недоумение. У нас так не делают. Если максимумом того же «Нашествия» был показ новинок отечественного кинопрома, то здесь под просмотр независимой анимации и короткометражек было выделено отдельное помещение. Кроме того, для разного рода подвижных развлечений была выделена отдельная площадка, а поесть-выпить можно было в раскинутом здесь же пляжном шатре. Причем сказать, что цены и качество обслуживания выгодно отличались от привычных, — это не сказать фактически ничего. В общем и целом, впечатление от мероприятия больше соответствовало европейским «Сигету» или там «Лолапалузе» (в миниатюре, разумеется), чем жиже «Нашествия» или разбавленному чем-то опасным пивом «Крыльев».

Программа фестиваля была почти полностью вывезена из столиц.

На сцене выступили московские «Мои ракеты вверх» и «Небо Здесь», питерские «Кирпичи», днепропетровские, но всем давно известные «…и друг мой грузовик» — коллективы примерно равноценные по уровню узнаваемости и стажу на сцене…

Удручало лишь одно – количество зрителей в каждый из трех фестивальных дней было просто-таки критически малым. Тем не менее, звание лучшего летнего опен-эйра хотелось присудить именно этому музыкальному празднику. Дело в том, что суть независимого фестиваля здесь была поймана лучше всего. И поймали ее не профессионалы с «Нашего радио», а несколько человек почти без опыта, но весь год ждавшие момента и получившие, как говорится, удовольствие от процесса.

Как мы тут все видим, многообразие в летней музыкальной жизни у нас есть.

И впору начать задаваться вопросом, почему «Нашествие» собирает тысячи человек, а тот же «Соседний мир» — несколько сотен?

Ответ, конечно, прост. На самом деле, «Нашествию» не нужны плодящиеся каждый год альтернативные сцены. Туда едут слушать не молодых и подающих надежды и даже не культовую в узких кругах «Раду и терновник», а «Алису», «Чайф», ДДТ и «Арию». И это притом что музыкальные издания почти не упускают возможности лишний раз упрекнуть их в том, что все это смешно, архаично и никому не нужно. Нет, нужно. К сожалению, нужно. Нынешнее положение вещей всех устраивает, а за этими коллективами стоит большой исторический и культурный бэкграунд, перекопать или перешибить который пока некому. И дело не в отсутствии хороших профессиональных музыкантов – их сегодня вдруг стало, как грибов после дождя. Дело в самом подходе.

Литература и кино в какой-то момент вышли из-под влияния западной культуры по ряду причин, перечисление и анализ которых достойны отдельного разговора. Рок-музыка же у нас изначально калькировалась. Сначала «снимали» битлов, потом The Cure, нынешние молодые дарования предпочитают Korn или там Mogwai.

Однако не произошло главного – осмысления и попытки адаптировать все это богатство к нашим реалиям.

«Русским рокерам» повезло больше – они вовремя стали знаменем нового времени еще двадцать, а то и больше лет назад. Они создали массовое движение. Сейчас их социальная и политическая активность выглядит скорее комично, однако они вложили в эту музыку местную начинку, пусть и довольно беспомощную на сегодняшний взгляд. И тысячи человек перед сценой на выступлении ДДТ на «Нашествии» не закончатся до тех пор, пока молодые музыканты не откажутся от «передиралова» и не противопоставят действиям своих предшественников достойного противодействия. А те, кто их оценивают, не отменят старых критериев. Сейчас появляются единицы, вроде тех же «Небо Здесь» или «Грузовиков», которые за десять лет творчества пришли к некой самобытности, но фокус в том, что самобытность сегодня никому особенно не нужна. В глазах рядового меломана она выглядит нелепо и бессмысленно, потому что мы привыкли, что наша музыка должна иметь аналоги. Пока все так – жижа всегда к нашим услугам.

Новости и материалы
Илон Маск ответил на список невыполненных дел с обложки американского журнала
Российские хакеры опубликовали список ВИЧ-пациентов, которых могут призвать в ВСУ
Выросло число детей, госпитализированных после массового отравления в школе в Канске
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Снижение скорости интернета может указывать на подключение чужих к Wi-Fi
Медведев опубликовал видео атаки российской гиперзвуковой ракетой «Орешник»
В Москве и Подмосковье замедлился рост цен
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Суд отклонил жалобу комика Руслана Белого на отказ в снятии статуса иноагента
Американский инвестор хочет купить взорванный «Северный поток — 2»
В Европе ответили на вопрос о капитуляции Украины при Трампе
В Киевской области произошли взрывы
Житель ДНР рассказал, как самолет ВСУ ударил по жилому дому
Экономист назвал лучший способ для борьбы с ростом цен
В США рассказали об «угрожающем сигнале» России после заявления Путина
В США выявили неизвестное вещество в водопроводах
Марочко заявил о проблемах с обеспечением у ВСУ в нескольких районах
Все новости