Японский режиссер Такаши Миике известен у нас в основном как изготовитель добротнейших ужастиков – достаточно вспомнить «Кинопробу», «Один пропущенный звонок» и совершенно непереносимую нормальным человеком патологическую новеллу «Отпечаток» из сериала «Мастера ужасов».
Но его фильм «Сукияки вестерн: Джанго», по сути, не то ремейк, не то пародия на фильм 1966 года «Джанго» режиссера Сержио Корбуччи. Если кто помнит, это был расцвет так называемых «спагетти-вестернов» — итальянских фильмов о Диком Западе, на которых особенно поднялся Сержио Леоне, и которые подарили миру Клинта Иствуда. За что им, собственно, искренняя благодарность.
Корбуччи, конечно, вышел масштабом поменьше, нежели Леоне со своим «Хороший, плохой, злой», но тоже не макулатура. Однако почему режиссер Такеши Миике решил поиздеваться именно над ним – непонятно. Но японцам виднее.
Сюжет картины прост, как трусы в полоску: имеется некий стрелок, который приезжает в некий городок, там некие плохие и хорошие парни потихоньку делают друг из друга сито. Это если объяснить на пальцах, а если «чтобы красиво» — то перед нами классический японский сюжет из эпоса «Хэйкэ-моногатари» о противостоянии двух враждующих кланов Тайра и Минамото в 12 веке. Да-да, не больше, но и не меньше.
Отличие «Сукияки» от классических самурайских фильмов в том, что противоборствующие стороны пользуются кольтами, многоствольными пулеметами и вообще не совсем похожи на провинциалов почти тысячелетней давности. В этом, собственно, и задумка создателей фильма. Притом далеко не новая. Если про пародии – вот вам классический Мел Брукс с «Сияющими седлами». Если про кольты в несоответственном времени – вот вам «Бланш» Берни Бунвуазена, которая в 2002 году провалилась в прокате практически везде (там с кольтами бегали мушкетеры и всяческие французские пейзане эпохи Людовика).
Одну из ролей в фильме сыграл Квентин Тарантино. В России почему-то многие уверены, что он же писал сценарий, но вовсе нет – официальная информация о «Сукияки» гласит, что авторами сценария являются сам Такаши Миике и Маса Накамура. Точно так же ложно и утверждение, что картина Миике в прошлом году получила в Венеции «Золотого льва» — она всего-то номинировалась, причем довольно неожиданно. Вероятно, все это штучки прокатчиков – этакий тонкий пиар.
Конечно, как это всегда бывает у японцев, картинка получилась хорошая: японские сельские пейзажи вкупе с перетащенными из Техаса салунами и погребальными конторами, совершенно безбашенные костюмы… Сюжет при этом практически отсутствует. То есть он как бы есть, но что с него проку? То же и актеры с холодными самурайскими лицами, которым так не хватает иствудовского прищура.
Еще можно поискать в «Сукияки» аллюзии на разные голливудские шедевры, но это уже занятие для очень продвинутых зрителей (которые на этот фильм скорее не пойдут, чем пойдут)…
В остальном ни ругать, ни хвалить фильм, в принципе, не за что. Обычная проходная картина – кстати, 2007 года производства, и непонятно, чем руководствовались наши прокатчики, вытаскивая это кино на большой экран только сейчас. Впрочем, мы уже не первый раз говорим о странной логике (а вернее, отсутствии таковой) российского проката. Хочется верить, что свою роль сыграло хотя бы имя Тарантино, а не предложение купить «Вестерн» в пакете с каким-то блокбастером.
И напоследок, если кому-то интересно: сукияки — это блюдо японской кухни, состоящее из говяжьего мяса и овощей, которые готовят в металлическом котелке на медленном огне.