Звание «народной принцессы» по итогам ХХ столетия досталось леди Ди – может, и справедливо. Но до «эпохи Дианы Спенсер» была «эпоха Грейс Келли». Эра не столь скандальная, зато не менее романтическая. Бракосочетание голливудской звезды с князем Монако Ренье III в 1956 году получило титул «свадьбы века» и впервые транслировалось по телевидению нескольких стран. Домохозяйки утирали слезы умиления, а юные барышни всей планеты с утроенной силой начинали мечтать о собственном принце... Надо сказать, что, кроме сантиментов, этот брак привел и к важным политико-экономическим последствиям. Возросшая популярность княжества Монако тут же заставила забыть о былых связях правящей династии с фашистами и вызвала настоящий туристический бум.
Хотя номинальных подданных у новой монархини было от силы тысяч тридцать, преклонялись перед ней миллионы.
Именно на принцессе Монако долгое время оттачивали свое мастерство папарацци, прежде чем переключиться на следующую жертву из королевского дома Виндзоров. Хотя с леди Дианой им повезло больше, если говорить о сенсационном компромате. На Грейс Келли «нарыть» так ничего и не удалось, кроме туманных сплетен о ее романах до замужества. Благочестивая супруга, любящая мать, покровительница искусств, заботливая правительница карликового государства – таков был ее официальный имидж, которым она дорожила и которому стремилась соответствовать на публике. Любимая актриса Хичкока без усилий освоила новое амплуа. А вот что составляло ее внутренний мир, какой она была в действительности – об этом грядущая выставка.
Кураторы из Монако обещают бездну подробностей интимного (в смысле глубоко личного) характера: письма, семейные фотографии, кадры домашней кинохроники и даже те детские игрушки, с которыми маленькая девочка Грейс (вернее, тогда еще просто Патрисия) играла в родительском доме в Филадельфии.
Принцесса оказалась невероятно педантичной и берегла любые трогательные мелочи, связанные с ее биографией.
Впрочем, ценители помпезности и великосветского гламура внакладе тоже не останутся. Перед публикой предстанет значительная часть гардероба Грейс Келли, включая шляпки, перчатки, платья от Диора и Сен-Лорана, а также многочисленные драгоценности. Похоже, дочери Каролина и Стефания из маминых бриллиантов ничего себе не взяли: то ли им ни к чему, то ли брат — нынешний правитель Монако князь Альберт II — не велел. По инициативе последнего, кстати говоря, эта выставка и возникла год назад, когда отмечалось 25-летие гибели Грейс Келли в автомобильной аварии. В связи с печальной годовщиной перед устроителями из монакского «Форума Гримальди» были распахнуты двери всех дворцовых закромов.
Однако меньше всего экспозиция должна походить на мавзолей.
Судя по видеоролику, который показали на презентации в фонде «Екатерина», нас ожидает зрелище довольно бодрое и жизнеутверждающее. Оставшееся до московского вернисажа время будет отдано строительству оригинальных стендов и витрин по проекту дизайнера Натали Криньер. Местами выставка напомнит театр, только без действующих лиц. Для примера раскроем загодя один из экспозиционных ходов: длинный стол, готовый к приему княжеских гостей, уставлен приборами, по периметру располагаются тарелки, на дне каждой – визитка с указанием имени и титула. Все чин по чину, только в формате псевдо-визиток крутится видеохроника. Подобные придумки (их здесь немало) позволяют почувствовать, с каким неподдельным интересом сегодняшние монакские музейщики взирают на личность своей принцессы. Кому отвлеченный глянцевый персонаж, а кому чуть ли не мать родная.
Принципиальных отличий от вариантов экспозиции, показанных в Монако и Париже, не будет. Проблема только в привязке к местности. Гастроль в Москве обещает быть полноценной и, что любопытно, далеко не последней в предполагаемом маршруте. Лишь потом дело дойдет до Рима и Лондона. Есть вероятность, что увидят выставку и соотечественники Грейс Келли в США, – но уже после нас. «Перехват» гастрольных выставок на ранних стадиях постепенно входит в российскую арт-практику.