Существовала некогда в России гильдия поставщиков двора его императорского величества. Принимали туда самых лучших, естественно: негоже царские хоромы всяким мусором заполонять. Магазины и мануфактуры титулом «поставщик двора» ужасно гордились и старались соответствовать. Теперь времена иные, но кое-какие тренды перекочевывают из России, «которую мы потеряли», в нынешнюю действительность.
За неимением государя императора современный аналог прежнего альянса называется «Гильдия поставщиков московского Кремля».
По-своему тоже звучно. Именно эта почтенная организация патронирует выставку в Политехническом музее. Июльскую экспозицию можно считать пилотным проектом, поскольку в начале следующего года в музее «Царицыно» планируется масштабное шоу на ту же тему. Посредством документов, фотографий и множества артефактов откроется величественная картина наших производственных успехов до 1913 года включительно.
Пока же размеры экспозиции скромны, но ее содержимое явственно взывает к национальной гордости. Полтора десятка дореволюционных предприятий, входивших в ту самую гильдию поставщиков двора, предстают здесь оплотом качества и передовой технической мысли. Вот, скажем, натуральный велосипед марки «Победа» – на чем-нибудь подобном могли колесить по царскосельским аллеям подрастающие великие княжны (впрочем, барышням полагалась другая модификация, без рамы). Или еще знаменитая швейная машинка «Зингер» с ножным приводом.
Нет, мы вовсе не намекаем, будто императрица Александра Федоровна на похожем агрегате самолично ставила заплатки наследнику на штаны.
Но тысячи других женщин в стране строчили тогда именно на «Зингерах», произведенных в Подмосковье. А потом уже миллионы советских тружениц добрым словом поминали американского изобретателя-самоучку, склонившись над чудом техники с подольского конвейера. Ни один ребенок в СССР не оставался без заплаты на коленке.
Другие предприятия-поставщики тоже нашли себе применение после победы пролетариата. А некоторые процветают и сегодня, в условиях опять-таки капитализма. Например, Калинкинское пивомедоваренное товарищество в Петербурге, ставшее в 1939 году Пивзаводом имени Степана Разина, при любом режиме могло найти дорогу к потребителю. Не менее удачно приспосабливалась к обстоятельствам и табачная фабрика «Лаферм», она же Фабрика имени Урицкого, она же «Петро».
Между прочим, тут до сих пор помимо Winston или Camel продолжают набивать папиросы «Беломорканал».
Когда-то именно здешний «Беломор» считался лучшим в стране. Продолжает свое служение нуждам элиты и мебельная фабрика «Мельцер и Ко» – правда, теперь под обезличенной маркой «Интуриста». Опростилась до ширпотреба, но не зачахла фарфоровая фабрика в подмосковных Вербилках – бывшая мануфактура Франца Гарднера. Тянет и поныне свою лямку паровозный завод в Коломне, давно перешедший от тепловой тяги к электрической.
И вот уж кто точно не останется без работы при любом раскладе, так это Тульский оружейный завод.
Набор всей этой дореволюционной продукции в витринах (не пугайтесь: паровоз представлен уменьшенным макетом) сопровождается фотографиями, сделанными нашим современником Игорем Потоцким. Собственно, они и стали отправной точкой экспозиции. Вирированные, то есть стилизованные под старину, снимки получились довольно образными и энергичными. Без лишних подробностей и ненужного пиетета: то кусок металла в тисках, то фрагмент конвейерного цикла, то деталь старорежимного интерьера. Этот фотографический стиль применен и во второй части проекта. Только там уже царит искусство вместо промышленных технологий. Бас Владимир Маторин обряжается царем Борисом Годуновым и восседает в Теремных палатах. Меццо-сопрано Елена Образцова неслышной тенью скользит по анфиладам Большого Кремлевского дворца – на этих снимках она играет роль графини из «Пиковой дамы». Пробует распознать свою грядущую судьбу Марфа из «Царской невесты» Римского-Корсакова (сопрано Лолита Семенина). Предвкушает взрослое счастье в кремлевских орденских залах порывистая Наташа Ростова (Екатерина Щербаченко) из «Войны и мира» Прокофьева. В паузах между мизансценами мелькают виды и ракурсы Президентского оркестра.
Выставка «Звезды русской классической оперы в Кремле» – это типичная фотопостановка с переодеваниями и ролевой игрой на лицах. О «полной гибели всерьез» речи нет. Важно лишь — поверите ли вы хоть на секунду в достоверность и амплуа, и декораций. Иногда получается.