Карлоса Сантану знают все, а вот любят не очень. Ну а как можно любить исполнителя, который постоянно твердит о честности и метафизической природе музыки, а при этом в последние несколько лет беспорядочно переиграл почти со всеми мало-мальски популярными певцами совсем уж разного пошиба. Дуэт с Пласидо Доминго, например, звучит неожиданно, но понятно. Но что делать, когда этот заслуженный латинос играет на подхвате у признанного самым уродливым вокалистом в истории рок-музыки Чеда Крегера из Nickelback? Или вот еще. Во времена расцвета своей карьеры Сантана успел помузицировать с Джоном МакЛафлином, Бобом Диланом и еще Бог знает кем. Но как после этого он может записывать дуэты с Мэйси Грэй, у которой всей музыки, казалось бы, три притопа, два прихлопа?
Ответ, который дает на эти упреки сам музыкант, простой и, вероятно, единственно возможный.
По его словам, он просто бесконечно любит играть на гитаре.
Он говорит, что музыку не надо читать по нотам, ее надо видеть в жизни, как это делал Луи Армстронг. Учитывая, что Сантана нынче является одним из немногих музыкантов, оставшихся в строю со времен Вудстока, приходится ему поверить. Да и в продажности этого деятеля упрекнуть трудно – извлекать из своего инструмента какие-то принципиально другие звуки дон Карлос не начал.
Дело в том, что в ряду гитаристов-виртуозов, вроде Джо Сатриани или Стива Вая, на которых мы в последнее время вполне себе насмотрелись, Сантана занимает совсем какое-то специальное место. Его стиль игры не отличается, допустим, скоростью – пока прочие оголтело носятся пальцами по грифу, он свои мелодии выводит без суеты, чинно и аккуратно. Если упомянутые мастера ближе все же к скоростному металлу, то Сантана прочим стилям предпочитает верность корням и вот уже несколько десятков лет играет гремучую смесь из латины и блюза собственного сочинения.
Оно, в общем, и понятно – если для того же Сатриани стартом карьеры стала смерть Джими Хендрикса, то Сантану подстегивали похвалы этого великого.
Сольного концерта музыканта у нас ждали уже давно – в конце 70-х годов даже прошел слух, что он должен выступить на Дворцовой площади. Среди тогдашних неформалов поднялся страшный шум, все устремились в Ленинград. Но тогда что-то не получилось, а может и нечему было получаться. С тех пор Сантана успел, распустив группу, стать одиночным артистом, записать упомянутые дуэты и собрать ворох «Грэмми».
На этот раз все, кажется, точно должно получиться, причем в лучшем виде. Музыкант давненько не радовал сольными выступлениями, предпочитая место приглашенной звезды, а тут ему и нам предстоит уже было позабытый опыт выступления с группой.
Сантана любит повторять одну историю про великого Луи Армстронга. Когда у трубача спрашивали, как ему удается играть без нот, он отвечал, что, закрывая глаза, видит ноты, растущие на дереве, из которых срезает самые спелые.
Сколь спелыми будут ноты, которые срежет Карлос Сантана, можно будет увидеть 20 июля в Ледовом дворце Санкт-Петербурга.