Комедию с названием Smart people (дословно «умные люди»), учитывая, что речь идет о преподавателе курса викторианской литературы, руки чешутся назвать «умной комедией». Но если брать за эталон Вуди Аллена, кажется, монополизировавшего жанр «умной комедии про американскую интеллигенцию», то «Умники», скорее, романтическая мелодрама с едкими шутками — что-то вроде «Джуно», о котором дополнительно напоминает присутствие Элен Пейдж.
Впрочем, ключевой фигурой тут становится вовсе не она, а Сара Джессика Паркер. Именно благодаря ей фильм начинает походить на чуть более чопорную и академичную серию «Секса в большом городе», где Керри Брэдшоу постигает прелести романа с университетским преподавателем. По результатам она должна была бы написать заметку вроде «Умники: стоит ли с ними встречаться?» или, скажем, «Умники: так ли они умны?», но героиня Сары Джессики Паркер не делает публичных выводов из своих наблюдений, ведь на этот раз она не писательница, а доктор Джэнет Хартиган.
Доктор Джэнет Хартиган — вовсе не университетский доктор, а врач.
И тому есть свои причины. Когда-то давно — вроде как десять лет назад, но при взгляде на доктора Хартиган понимаешь, что это типичные женские уловки — знаете, как в какой-то момент на вопрос об окончании института начинаешь отвечаешь расплывчато: «Лет десять назад». Так вот, когда-то давно героиня изучала литературу под руководством профессора Лоренса Уезерхолда (Дэннис Куэйд). И тот, зараза, поставил ей за итоговую работу «удовлетворительно», после чего униженная и оскорбленная Хартиган решила, что в гуманитарной области успех ей не светит, и ушла в медицину.
Все годы, что несостоявшийся филолог проработала врачом, злопамятная дама недобрым словом вспоминала преподавателя, но случайно встретив его, тут же влюбилась. О мазохистской составляющей этого чувства расскажут психотерапевты — на первом же свидании Хартиган обиженно напоминает ухажеру про свою злополучную тройку. Да и профессор литературы ныне представляет довольно жалкое зрелище. Грузный, неуклюжий, малоприспособленный к общению с людьми (он, в свою очередь, на свидании закатывает 45-минутный спич про литературу), вдовец с двумя детьми.
В общем, профессор Уезерхолд невезуч на всех фронтах.
Книжку не издают, студенты его недолюбливают, сын не жаждет общаться, дочь (Эллен Пэйдж) — вечно недовольная зануда, да к тому же нагрянул сводный брат, который очень мил, но в свой полтинник занимается черте чем — от неудачных бизнес-афер до расклейки объявлений типа «Хочешь похудеть, спроси меня как». Все это, тем не менее, не мешает на втором по счету свидании (в околоуниверситетских кругах это нормальная практика, если не верите, почитайте «Академический обмен» Дэвида Лоджа) профессору и доктору вступить в довольно бурную сексуальную связь без презерватива, а весь оставшийся фильм разгребать образовавшиеся последствия.
Последствия, сам роман и всевозможные семейные коллизии не так остроумны, чтобы смеяться до колик, и не столь точны, чтобы дивиться людской проницательности, но у фильма есть плюс, перекрывающий минусы — приятный глазу оптимистичный пафос. Европейское фестивальное кино — и недавно прошедший ММКФ тому доказательство — это фильмы о том, что самые благополучные на вид, богатые и довольные жизнью люди на поверку несчастливы. Американское фестивальное кино («Умники» открывали «Сандэнс», а на Московском фестивале показывали удивительно похожий американский фильм «Посетитель» про малообщительного вдовца профессора экономики) чаще утверждает обратное: даже обычные люди, а также последние неудачники и фрики все-таки имеют шанс обрести счастье. А в это верить, согласитесь, гораздо приятней.