В некоторых как западных, так и отечественных киноизданиях принято снабжать рецензии специальными мини-рубриками – например, «плюсы», «минусы», «ударная сцена». Так вот об ударности – порою выделить такой эпизод непросто. Ну, например, какой момент круче в новом «Индиане Джонсе»: когда он спасается от ядерного взрыва, залезая в холодильник, или, например, оказывается лицом к лицу с голуболиким инопланетянином? А вот в показанном вчера на «Кинотавре» триллере «Тот, кто гасит свет» такой эпизод, определенно, есть. Тут надобно отметить, что фильм режиссера Андрея Либенсона, снятый по заказу РТР, — попытка окучить еще один голливудский жанр. На этот раз – «Молчание ягнят», в смысле, триллер-детектив про маньяка. В Питере убивают маленьких девочек, след тянется в Солнечногорск, куда и отправляется честный оперативник, понимающий, что арестованный накануне подозреваемый — не тот, кого они ищут. В городе круговая порука, все молчат и чего-то не договаривают, опер, как принято в подобных фильмах, обклеивает стену фотографиями и страдает от безнаказанности преступника, кося под заслуженного голливудского борца с маньяками Аль Пачино. Внимание, ударная сцена: финальная битва со злодеем в проруби. Когда герой выбирается на берег, думая, что утопил маньяка, тот, вспарывая лед, неожиданно выныривает из воды, принимая характерную позу: превед, белый медвед!
В противовес заснеженной России, действие другого фильма конкурсной программы – «Океан» — происходит на Кубе.
Съемочная группа и режиссер – наши соотечественники, тогда как все актеры кубинцы, и видеть этот фильм в программе российского кино несколько необычно. Солнце, море, яркие краски и дрожащая камера окружают романтическую историю кубинского юноши, отправившегося покорять столицу. В Гавану, в Гавану! Работать! Впрочем, в столицу героя толкают вовсе не интеллигентские рефлексии, а несчастная любовная история. Его девушка вышла замуж за другого – образованного и богатого — и покинула маленькую рыбацкую деревушку. За ней едет и кавалер, но Гавана слезам не верит. Его ждет работа в пекарне, дружба с проституткой и разбитый нос.
В «Океане» все искрится и мельтешит, и кажется, молодость пролетает слишком быстро, а фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле» рассказывает о месте, где нет времени. Тот же антураж, что и в «Эйфории» Вырыпаева – бескрайние степи, пустота и безлюдность, но если в «Эйфории» одиноких жителей степи обуревают дикие страсти, то здесь, кажется, все застыло – и жизнь, и смерть. Здесь действуют другие законы – и даже умершего можно воскресить, если на ночь закопать в землю – такова народная мудрость, и она работает, с чем приходится смириться врачу, приехавшему сюда по распределению. Сегодня ему приходится выводить из запоя, завтра к нему привезут корову — но это место становится ему домом.
«Я хотел снять кино про счастливого человека», — говорит режиссер.
Впрочем, взгляд на счастье бывает разный. В рамках кинорынка, проходящего в Сочи параллельно с «Кинотавром», состоялась премьера «Секса в большом городе». По результатам так и осталось неясным: чего женщина хочет больше – замуж или гардероб размером с комнату в среднестатистической российской квартире, набитый брендованными шмотками. Секс в фильме был, но без него остались зрители фильма: вряд ли после премьеры 2,5-часового бабского трепа и демонстрации туалетов, закончившейся в три часа ночи, у кого-то остались на это силы.