Три человека спускаются в лифте, торопясь по совершенно разным делам. Один спешит спасти свою девушку от ублюдочного алкоголика-папаши, другой нашалил дома в отсутствие супруги и дочки, надо все там привести в порядок, третий (вернее, третья) торопится услышать последние напутственные слова умирающей бабушки. Как нетрудно догадаться, лифт по пути застревает, а один из пассажиров оказывается чудовищем из Черной лагуны.
Шутка. На самом деле – всего-то серийным убийцей.
Нездоровый интерес хоррор-кинематографа к лифтам отмечался всегда. Чего стоит, к примеру, практически культовая картина голландца Дика Мааса «De Lift», в котором творились совершенно невообразимые вещи. Потом Маас снял ремейк в Штатах и все испортил, ну да не о нем речь.
Не минула чаша сия и наших – в 2006 году «Лифт» снял Всеволод Плоткин. Там тоже люди ехали-ехали и никуда не приехали, а один из них тоже оказался маньяком-убийцей. Правда, кино получилось на редкость гадкое и достойно упоминания разве что как вклад России в лифт-хоррор.
Режиссер Ригоберто Кастаньеда поступил хитрее всех.
Его «Роковой выбор» — не просто страшилка, а экранизация романа довольно известного писателя Джанлуки Мороцци. Сам Кастаньеда – мексиканец и доселе отметился только в национальном кинематографе, снявши, в частности, такие знаковые фильмы, как «Клаустрофобия» и «Некрофилия». Уже из этих названий можно понять, зачем его пригласили в качестве режиссера. Нет, некрофилии в истории с лифтом нету, но зато клаустрофобии — сколько угодно.
Кстати, фильм получил рейтинг «R» — очень уж жестокий. А чего вы хотели от режиссера-мексиканца? Да, не Родригес, но снимать Кастаньеда явно умеет. Что, впрочем, не спасает картину на 100%.
Оставим в стороне явные натяжки в виде, скажем, неработающих мобильных телефонов.
За границей они вообще нигде не работают, если судить по триллерам и фильмам ужасов, так что непонятно, зачем их вообще люди покупают.
Дело в другом: если берешься снимать кино о том, как три человека сидят в железной коробке, персонажей нужно выписывать очень тщательно. К сожалению, сценаристу-дебютанту Эду Догерти это не удалось, и герои получились достаточно ходульными. Конечно, хоррор-муви – это не «Анна Каренина» или «Война и мир», но на сценаристе экономили явно зря. Равно как и на актерах – из всех более-менее заметна лишь Эмбер Тэмблин, но и она играет на уровне какой-нибудь Лады Дэнс в отечественном сериале. Тогда как все остальное – саундтрек, операторская работа и т.п. – очень даже на уровне.
Эта двойственность, сиречь несоответствие персонажей и актеров изначальной задумке, а также откровенная затянутость фильма очень напрягают в ходе просмотра. Такое впечатление, что «Роковой выбор» можно было сократить примерно вдвое без особого ущерба для картины.
Впрочем, времена коротких хороших кинофильмов уже давно ушли в небытие, так что это беда не конкретно взятого проекта, а кинематографа в целом.
Итак, Кастаньеда нас пугает, а нам не очень страшно. То есть местами страшно, но потом видишь лица актеров и понимаешь, что они все это понарошку, им за это, в конце концов, деньги платят. Потому рука не поднимается посоветовать идти и смотреть этот самый «Роковой выбор». Замах был на сто рублей, а на выходе – неказистый круглый никель… Кровища, да. Истерика. Уже упомянутая выше клаустрофобия. Но как-то не складывается это вместе, не заставляет кровь стыть в жилах. И процент пользователей лифтов после просмотра тоже явно не снизится – в отличие от Голландии, где после «De Lift» Мааса люди реально боялись туда заходить.
Иногда сложно понять логику отечественных прокатчиков – зачем и почему они решают, что данную картину нужно обязательно показать зрителям.
Подобные проходные жутики штампуются за рубежом с завидной скоростью, и почему выбор пал именно на «Роковой выбор» (простите за тавтологию) – можно только догадываться. Может, кто-то из руководства прокатной компании тоже в лифте застрял и впечатлился.
Кстати, в оригинале фильм называется Blackout, но чем не понравилось это название – непонятно. По крайней мере, к одноименному «Роковому выбору» братьев Вачовски никакого отношения это произведение не имеет. Как и вообще к серьезному кинематографу как таковому.
А главное – помните инструкцию пользования лифтом, ее первые строки: «Прежде, чем войти в кабину лифта, убедитесь, что она находится перед вами». И все будет хорошо.