Группа Kiss — это прикол. В том смысле, что если бы не было на свете Sex Pistols, то самым большим рок-н-ролльным надувательством следовало бы признать именно этих шоуменов. А так они просто Большое Надувательство. «Дети СС», оторванные головы, металлические барабанные палочки, самый длинный язык в мире — все это чистый шоу-бизнес, к почти мифическому «честному року» отношения не имеющий. В Союзе любовь к Kiss, конечно, приравнивалась к диссидентству, антисоветчине и сочувствию к фашистской гадине, но на самом деле сатанистов они из себя не строили, а все ужасные истории у них на родине выглядели скандальными, эпатажными, но забавными байками.
В этой истории все всегда было очень честно. Всем было понятно, что это отличный цирковой трюк, только и всего.
Людей было очень много, многие буквально на ходу наносили агрессивный макияж в духе Звездного Дитяти и Демона. В отличие от поклонников их позднейших последователей вроде Мэрилина Мэнсона фанатов «Кисов», выстроившихся в километровые очереди на вход в «Олимпийский» можно было не бояться — не съедят, не сожгут и даже ничего такого не подумают. Концерт тем временем задерживался. В итоге он начался на час позже заявленного времени, а благодаря «разогреву» главные герои вышли на сцену лишь спустя два часа.
Когда упал занавес с логотипом группы, скрывавший декорации, на сцене оказался задник из «липовых» колонок и нескольких ждавших своего часа инженерных сооружений. Концерт открылся песней «Deuce» и далее состоял в основном из песен с первого золотого альбома группы «Alive!». Что касается шоу, то оно было, но его было откровенно маловато. В начале басист Джин Симмонс показал всем язык — он действительно очень длинный — и однократно плюнул огнем. Потом где-то в середине Пол Стэнли поиграл по-всякому на гитаре и попускал из грифа петарды. Основная же часть двухчасового выступления проходила без каких-то особенных спецэффектов. Их приберегли на финал. Почти до самого конца представление было несколько обескураживающим. Группа исполняла совершенно шаблонный, архаичный хард-рок так, будто придумала его накануне ночью. Звук был неплох, но слова о «самой громкой группе» казались несколько преувеличенными.
В целом музыкально все это мало отличалось от концерта, скажем, Элиса Купера.
Кстати, нынешний барабанщик Kiss Эрик Сингер параллельно играет и у «короля ужасов».
Впрочем, как говорил один известный персонаж, запоминается всегда последняя фраза. Так вот. На концерт Kiss нужно идти только ради последних трех-четырех песен. Сначала Джин Симмонс вознесся под купол Олимпийского и некоторое время пел оттуда. Потом лидер группы Пол Стэнли для исполнения Love Gun пронесся над танцполом и оказался фактически в центре зала. А дальше было все то, ради чего несколько тысяч человек потратили немаленькие деньги на билеты: взрывы, огни, поочередные подъемы артистов под купол и обязательная «I Was Made For Loving You Baby» — те самые вещи, про которые советские граждане слышали еще 20 лет назад. Особенно трогательно было видеть, как в разменявших шестой десяток музыкантов полетел одинокий лифчик, а на экранах показали его хозяйку топлес.
Кажется, они уже давно такого не видели.
Перед московским концертом Пол Стэнли обещал, что москвичей заплюют огнем, удушат дымом, а из ушей у них потечет кровь. Огня было мало, дыма не было вообще, а кровь из ушей не течет ни у кого уже давно. Хотя, постойте, изо рта Джина Симмонса во время его сольного выхода полилось что-то красное.