Украина в сферу аукционных интересов угодила не случайно. Хоть и называют торги русскими, подразумевается при этом все постсоветское пространство – и в смысле представленных авторов, и потенциальных клиентов. Например, в нынешней подборке фигурируют имена художников: Александры Экстер и Владимира Баранова-Россине, чьи биографии с Украиной были связаны не меньше, чем с Россией или Францией. Патриотический фактор вполне способен вызвать в Киеве всплеск покупательской активности. К тому же приобретение живописи на аукционах многими рассматривается и в качестве капиталовложения, независимо от национальных предпочтений. Если учесть, что с 2000 года объем продаж русского искусства вырос в 22 раза, дальнейшая экспансия просто неизбежна.
Словом, Sotheby's решил нанести украинскую столицу на свою гастрольную карту.
Совсем недавно там побывала коллекция русской живописи, которая теперь перебралась в Москву.
Здесь для экспозиции выбрана несколько неожиданная площадка – сводчатый Аптекарский приказ во дворе Музея архитектуры. Впрочем, камерный формат зала соответствует задаче. Выездные выставки-пресейлы не бывают чересчур масштабными, чего не скажешь о самих аукционах, где фигурируют сотни предметов искусства. На сей раз показаны 25 холстов из каталога торгов русского искусства, ожидаемых в Лондоне 9–12 июня. К этой коллекции добавлены три лота, которых киевлянам увидеть не довелось. На московской афише это присутствие выражено словом «импрессионисты», хотя таковым был лишь Эдгар Дега, а Поля Гогена и Пьера Боннара традиционно числят постимпрессионистами. Довесок возник, вероятно, на тот случай, если кто-то из наших коллекционеров задержится в Лондоне до 23 июня, когда пройдет аукцион «Импрессионисты и модернисты». Да и торговаться по телефону никто не запрещает. Вовлечение российских финансов в те сферы артбизнеса, куда прежде никто из наших и не думал соваться, – это часть сегодняшней аукционной стратегии.
Все чаще к нам в гости приезжают миксы, комбинации из двух--трех различных сюжетов. Выглядит это эклектично, зато экономически целесообразно.
На предстоящих русских торгах втайне ждут новых ценовых рекордов, хотя эстимейты (предварительные оценки) за горизонт пока не улетают. Например, «Натюрморт с фруктами» кисти Натальи Гончаровой оценивается сейчас почти в $6 млн, что заметно меньше $9,7 млн, уплаченных за полотно того же автора в прошлом году. Впрочем, реальный торг может привести к значительному превышению эстимейта. Другой натюрморт Гончаровой, по оценкам экспертов, не должен бы уйти дороже, чем за $3 млн, но тоже не факт. Работы этой «амазонки авангарда» сегодня считаются наиболее перспективными в смысле дальнейшего взлета цен. Общий же объем продаж на трех сессиях русских торгов в июне прогнозируется на уровне абсолютного рекорда – порядка $60 млн.
Из былых лидеров на выставке представлен Иван Айвазовский с картиной «А. С. Пушкин и графиня М. Н. Раевская на берегу моря у Гурзуфа и Партенита».
В характерный для этого мариниста пейзаж вставлена сцена романтического свидания. То, что героем-любовником выступает Александр Сергеевич, должно сказаться на ликвидности полотна, но даже участие такого «рекламного лица» не сулит пока сверхвыдающихся результатов (эстимейт $2,4–3,6 млн). В том же диапазоне лежат оценки раннего произведения Марка Шагала: портрет «Алла» был написан им еще в годы петербургской учебы. Перевалить за миллион долларов по силам и еще нескольким фигурантам аукциона – Константину Юону, Константину Коровину, Василию Кандинскому, Александре Экстер. Ну и упомянутым французам, естественно. Хотя те три работы, которые оказались в Москве, на торгах «Импрессионисты и модернисты» вряд ли окажутся самыми дорогостоящими. С учетом того, что среди клиентов Sotheby's около 15% составляют покупатели из России (эта цифра, которую привели сами аукционисты, касается всего артрынка, а отнюдь не только национального сектора), можно предполагать, что здешними миллионами в очередной раз прирастет богатство земли лондонской. А там, глядишь, еще и украинцы помогут.