Для главных аукционных домов мира этот тренд традиционно является самым престижным и прибыльным. В раздел «Искусство импрессионизма и модернизма» входят те авторы, за чьи работы платили миллионы долларов еще десятки лет назад, когда американская валюта чувствовала себя гораздо бодрее. Казалось бы, в сегодняшнем долларовом исчислении цены на этот репертуар должны взлетать и взлетать, но пока что подобного не происходит. Хотя валовая статистика выглядит эффектно. Например, за один вечер в Рокфеллер-центре аукционисты выручили свыше $277 млн. И цифра эта не окончательная: 7 мая пройдут еще два раунда торгов в той же «номинации», где все будет подешевле, зато в большем количестве. И финальный рапорт прозвучит оптимистично.
Однако уже после первой сессии, где торговались 58 главных лотов, стало понятно: сенсаций и абсолютных рекордов ждать не приходится.
Отданные за картину Клода Моне $42 миллиона относятся к разряду «личных достижений» художника. В прошлом году два его полотна, ушедшие почти одновременно с двух конкурирующих аукционов, выручили $35,6 млн и $36,8 млн. Была еще громкая продажа 1998 года, когда за холст Моне заплатили 20 млн фунтов стерлингов — сумма внушительная, но навскидку, без калькулятора и коррекционных валютных таблиц, вроде бы меньше нынешней. Так что имеет место персональный рекорд одного из основателей импрессионизма — если помните, именно полотну Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» это художественное течение обязано своим названием. Порадуемся за великого мастера (которого, впрочем, финансовые вопросы уже почти столетие никак не занимают) и вспомним, что в означенном разделе фигурировали цифры посолиднее. К примеру: «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо за $104 млн, его же «Дора Маар с кошкой» за $95 млн, «Портрет доктора Гаше» Винсента ван Гога за $82,5 млн. Даже соратник Моне по импрессионизму Пьер Огюст Ренуар продавался когда-то за $78 млн. Сегодняшние покупатели на такие планки не замахиваются. Впрочем, многое зависит от конкретных лотов и ситуационного рыночного расклада.
Говорить о стагнации нет оснований, поскольку общие показатели все равно не снижаются.
Другое произведение Моне, «Кувшинки», ушло тем же вечером за $12 млн. За $22,4 млн был продан «Портрет в голубом пальто» кисти Анри Матисса (запечатлевший, кстати говоря, его русскую музу Лидию Делекторскую). А чаще всего в зале звучало имя Альберто Джакометти, поскольку в аукционном каталоге значилась целая серия его работ, скульптурных и живописных. Классика европейского модернизма ожидал предсказуемый успех: все лоты за его подписью были проданы. Дороже остальных обошлось покупателю двухметровое изваяние «Большая стоящая женщина». За эту статую, изначально предназначавшуюся для украшения площади в Нью-Йорке, уплатили $27,5 млн. Несколько меньше, но тоже изрядно — $14,6 миллионов — стоила бронзовая композиция «Площадь». Вечерние нью-йоркские торги вообще оказались удачными для скульпторов: «Семейная группа» знаменитого англичанина Генри Мура выручила свыше $4 млн, а за фигуры прародительницы Евы, которая, по замыслу Огюста Родена, должна была входить в ансамбль «Врат Ада», уплатили почти $19 млн. Именно рост цен на трехмерные произведения искусства можно назвать одной из главных сегодняшних тенденций.