«Весна» поставлена, естественно, на легендарную музыку Стравинского, к которой с момента создания не обращался только ленивый балетмейстер. Любой постановщик, сохраняет ли он первоначальное древнеславянское либретто или нет, не в силах уйти от идеи варварской обрядности, заложенной в партитуре. В пресс-релизе немецкого балета написано: хореограф Юрий Вамос решает тему как столкновение дикарей молодых и дикарей старых. Молодые рвутся в жизнь на эмоциях, а старые (видимо, помятые саблезубыми тиграми и мамонтами) живут сдержанней и на рожон уже не лезут.
На самом деле у постановщика получилось иное.
На сцене действуют две группы существ: одни - в желтых трусах, другие - в темно-красных. Исходная точка действия – куча мала из тел, которые медленно выпрямляют сгорбленные спины и с трудом расцепляют чугунные конечности. Сначала существа и вовсе норовят ходить на четвереньках, но вскоре бросают малоперспективное занятие, хотя выпрямление дается предкам с трудом: бедра то и дело скособочиваются, коленки подгибаются, ладони скукоживаются в звериную лапу… В общем, уже не стадо, но еще не человеческая стая. Постепенно темп и амплитуда движений нарастают. И вот женщины уже бьются в пластической истерике, изживая нерастраченное либидо. А мужчины яростно сражаются за самок и просто так (выражение «уперся рогом» явно вдохновляло хореографа, причем в буквальном смысле).
Из промискуитета постепенно появляются пары, которые не только соединяются, но и упорно лезут на некую подсвеченную изнутри гору на заднике: то ли это священный племенной вулкан, то ли символ развития.
Вамос умело использует весь арсенал модерн–данса с его разнообразными движениями таза, утрированными изгибами, телесными спиралями и «волной», пробегающей от макушки до пяток. Одни только босые мелькающие пятки и растопыренные пальцы дают серьезный визуальный эффект. Впечатляет и внятная пластическая игра с весом тела, и чувство тяжести, так и сяк обыгранное хореографом. Если добавить к этому энергетику танцовщиков, бросающихся в танец, как в атаку, - получается неплохая иллюстрация к закону всемирного тяготения. Но задуманный Вамосом контраст поколений не срабатывает: зеленые юнцы и ветераны не так уж сильно разнятся пластикой. Скорее вышел рассказ о том, как полузвериный неандерталец тщится стать кроманьонцем. У кого-то получается, у кого-то - нет.
Такая вот первобытная мистерия.
Балет «Эрда» тоже позволяет танцовщикам демонстрировать бугры мышц и гроздья мускулов: этот спектакль - словно вторая серия «Весны». Да и перманентный экстаз партитуры латышского композитора Петериса Васкса способствует ощущению дежа вю. Правда, в «Эрде» на десятки босых ног появляются одни пуанты. Их носит главная героиня – норна. Это персонаж древнегерманской мифологии, богиня судьбы, ткущая ее нити. Танец в пуантах призван подчеркнуть надмирность дамы: в то время как люди обреченно снуют на полной ступне, она шаловливо парит на кончиках пальцев. И тасует наши жизни.
Эрда у Вамоса чрезвычайно капризна, словно иллюстрируя слова древнего восточного поэта: «Бог нашей драмой коротает вечность. Сам сочиняет, ставит и глядит». Она наотмашь бьет локтем по воздуху – а кто-то корчится. Она крутит двойные балетные туры на одной ноге, а люди от этого сбиваются с обеих ног. Граждане вокруг норны похожи на смесь Прометея с Сизифом: то напористо рвутся вдаль, то фатально откатываются назад. А потом начинают стоить вавилонскую башню жизни из проектов и надежд. Башня, естественно, рушится, как падают трехэтажные пирамиды из тел в «Эрде».
Находится, правда, некий богоборец, который буквально хватает судьбу за горло и душит ее голыми руками.
Казалось бы, все в наших руках! Если они сильные. Ан нет, от судьбы все равно не уйдешь: в финале люди валяются трупами, а на место Эрды становится некий мужчина в черном.
Этот несколько умозрительный и слегка иллюстративный спектакль призван напомнить о мнимости наших свобод. Какое грустное величие мироздания: нам только кажется, что мы выбираем свои поступки. На самом деле это судьба балует: то подтолкнет в спину, то, наоборот, подставит подножку (я описываю сцены из спектакля). «Эрда» - балет о том, как некая сила над нами наслаждается своей метафизической властью. У судьбы в кармане всегда припрятан кукиш…