Во время сеанса фильма Дэвида Эйера «Короли улиц» в зале стоит смех. Поначалу слышатся лишь неуверенные смешки и едва сдерживаемое хихиканье, а ближе к концу уже весь кинотеатр сотрясает от хохота. Хотя, казалось бы, ничего смешного – суровая полицейская драма.
Поскольку Мартин Риггз уже, вероятно, вышел на пенсию, можно с уверенностью сказать, что Том Ладлоу (Киану Ривз) – нынче самый сумасшедший и самый крутой парень в полиции Лос-Анджелеса. Он расстреливает все, что движется, – мирное население спасает лишь то, что на пути Ладлоу попадаются сплошные подонки. Его бывшего напарника, который заделался доносчиком и решил сдать Ладлоу капитану Биггзу из отдела внутренних расследований (Хью Лори), убивают во время ограбления магазина. Стечение обстоятельств? Ладлоу намекают, что с него бы сталось таким немудрящим образом разобраться со стукачом, но начальник отдела Джек Уондер (Форест Уитакер) его мужественно прикрывает. Не будем раскрывать интригу, хотя любой, кто прочел или посмотрел хоть пару детективов, раскусит ее на пятой минуте. Золотое правило детектива — не все, кто кровожадно улыбаются и выглядят злодеями, ими являются, и наоборот – работает тут на полную катушку.
Смешно становится уже в самом начале — когда Ладлоу оказывается в больнице, и перед ним внезапно вырастает Хью Лори с нагло-серьезным выражением лица Доктора Хауза.
Шутки сценаристов и режиссера здесь элегантно чередуются с юмором переводчиков: еще до появления Лори, минуте на второй, герой Ривза называет корейцев «чурками» – достойная локализация американского слэнга. На третьей минуте Ладлоу убивает сидящего на унитазе уголовника, нагло цитируя «Криминальное чтиво». Диалоги впору растаскивать на цитаты: «Копы как сорняки, одного уберешь – другой вырастет».
Фильм «Короли улиц» был задуман в 2004 году (тогда он назывался еще «Ночной дозорный»), а режиссером должен был стать Спайк Ли. Через год появились слухи о переговорах с Оливером Стоуном, а потом проект перешел к Дэвиду Эйеру. До «Королей улиц» он снял всего лишь боевик «Крутые времена», зато известен как сценарист: работал, в частности, над «Спецназом города ангелов», «Ю-751» и «Форсажем». «Короли улиц» — экранизация книги Джеймса Элроя (по его произведениями были сняты «Черная Орхидея» и «Секреты Лос-Анджелеса»), он же выступил соавтором сценария. Другой сценарист — Курт Уиммер – тоже личность небезызвестная, писал сценарии к «Афере Томаса Крауна», «Эквилибриуму» и «Рекруту».
Эта команда просто не могла провалиться.
И они, и вправду, сняли фильм, вполне конкурентоспособный по отношению к классике вроде «Смертельного оружия» и «Крепкого орешка». Возникает опасность впасть в патетику и решить, будто Эйер и компания возродили жанр полицейского боевика, того настоящего серьезного бадди-коп-муви, от которого уже давно ничего не ждали. Действительно, «Короли улиц» аккуратно следуют старому шаблону, здесь узнаваем каждый кадр и каждый ход. Вот безбашенный полицейский и прикрывающий его начальник. Вот непонимающие сослуживцы и трагическая судьба: у героя погибла жена (привет Мартину Риггзу). Вот бессилие системы и торжество одиночки.
Есть только одно подозрительное «но».
Посреди этого ностальгического путешествия в прошлое нет-нет да и торчит занозами зашкаливающий абсурд. Грубоватый юмор всегда был спутником полицейских фильмов, но чтобы откровенный гротеск… То герои, балансируя между паясничаньем и страстностью греческой трагедии, выясняют отношения фразами из мыльных опер: «У нас есть будущее, у нас с тобой!», «Ты был моим другом!», «Мы были, как семья!». Причем для того чтобы адекватно передать силу эмоционального надрыва, после каждого утверждения следует поставить пару десятков восклицательных знаков. То Ладлоу расскажет абсолютно мразматическую историю гибели своей жены. То капитан Уондер, который тут вроде мистера Вульфа, что решает проблемы, произнесет свою коронную фразу: «Это можно разрулить», — в тот момент, когда количество трупов полицейских достигает уже гротескно-критической отметки.
Кажется, собирая, как конструктор, полицейский боевик старого образца, создатели фильма в какой-то момент не выдержали своей серьезности, прыснули в кулак, и их понесло. И в результате, может, и сами того не желая, они сделали самую настоящую пародию. Так что будьте спокойны, Риггз и Макклейн, Ладлоу вам не конкурент.