Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Провал был только в начале

«Чайка» Александринки

В рамках программы Александринских премьер в Москве показали «Чайку» в постановке Кристиана Люпы — молодого, шестидесятипятилетнего режиссера.

Чеховская комедия адаптирована, сценографирована и поставлена мэтром польского и мирового театра Кристианом Люпой, для которого это дебют на российской сцене. Заново перекроенная комедия, символически начинающаяся с провала спектакля (провалилась ее первая премьера в Александринке в 1896 году, да и последняя, открывавшая сезон-2007 в Питере была встречена насторожено), на сцене МХТ, родившегося под знаком «Чайки», вызвала у публики восторг первооткрывателей.

Зрители еще спокойно распределяются по залу, а персонажи уже, нервно топчась, обживают сцену. Таким образом, начало спектакля четко не фиксируется сознанием – слегка притушили свет, и стулья, стоящие на авансцене спинками к зрителю, постепенно заполняются актерами, увеличивая количество зрительских рядов. Красная неоновая рамка, очерчивающая коробку сцены, маркирует границу между таким условным зрительским залом и странной бутафорской реальностью. Там, в глубине, индустриальные двухэтажные руины с отвисающим стеклянным резервуаром-озером и заваленный хламом покореженный автобус МЧС.

А персонажи, ожидающие начала спектакля, отлично знают о наличии публики, поэтому половина реплик первого действия обращена не просто в зал, а как будто кому-то из своих в зале.

Неумолимо медленно тянется первый акт – с очень внятным и совсем не странным монологом Нины, выныривающей из синусоиды резервуара, с разговорами о новых формах, с отчаянными пробежками Константина меж зрительских рядов, с изнуряющее-повторяющимся чтением Мопассана и невероятной длины кажущимися спонтанными паузами между репликами. Неожиданно в зал дают полный свет — антракт. А после него совершенно меняется ритм, и события трех остальных актов, вопреки хронологической логике, Кристиан Люпа прессует в одно стремительное действие. Это уже другая история – история разрушения иллюзий, душ и мучительного созидательного начала, с которого все так прекрасно начиналось.

Еще в самом начале Треплев, взывая к публике, произносит: «Поймите меня, пожалуйста!» — и присутствующие становятся привлеченными персонажами. А пьеса Чехова инсценируется в том же ключе, что и монолог Нины Заречной о Мировой душе, – жестко, безысходно, даже жутковато. Вот опускается метафорическая кроваво-красная глухая стена, в одну из трех дверей заходит Тригорин, в другую выходит Треплев, стена тут же убирается, но теперь они оба по одну сторону этой стены. А бутафорская, театральная реальность осталась по другую сторону.

Нина Заречная, цепляясь за иллюзию, неожиданно для себя читает «Мы отдохнем. Мы увидим небо в алмазах» из «Дяди Вани», но ее гонят со сцены монтировщики.

Константин Гаврилович в финале не стреляется, но французский шансон, под который они с Ниной подытоживают свой опыт освоения территории искусства и реальности, — «Я оставляю прошлое, будущее будет лучше» — звучит едва ли не горестней, чем «дело в том, что Константин Гаврилович застрелился».

Поразительно работают в спектакле актеры. Марина Игнатова – просто несравненная Аркадина, с легкостью играющая в жизнь при помощи актерских штампов, находящаяся постоянно на грани откровенной фальши, но заставляющая окружающих делать вид, что они — верят. Замечательный Андрей Шимко (в Александринке – актер приглашенный, занятый, кстати, в спектаклях Андрея Могучего «Pro Турандот» и «He Hamlet»), габитусом и обаянием напоминающий Олега Борисова, блестяще представляет столь узнаваемого — уставшего, оскудевшего чувствами и талантом — кумира, доведенного в своем творчестве до автоматизма. Востребованная решительно во всех приехавших в Москву премьерах Александринки Юлия Марченко (Нина) воплощает не обманутую барышню (фальшью Тригорина ни на минуту не обольщается), но Актрису, подлинные страдания для которой — составная часть профессии.

Вообще, вся актерская команда явно удалась. И удалась, собственно, комедия – в зале много смеялись, причем не только над гэгами вроде «Браво, Сильва», раздавшимися с галерки, но и над текстом, в лишенной пафоса интонации оказавшимся действительно смешным.

Пьесу о преодолении (ли невозможности преодолеть?) рутины в творчестве и об ответственности перед талантом Чехов, по собственному признанию, написал, страшно соврав против условий сцены. («Вышло не ахти. Вообще говоря, я драматург неважный»). А после первого провала Антон Павлович написал: «Никогда я не буду ни писать пьес, ни ставить». В последовавшем триумфальном шествии комедии по мировой сцене «Чайка» Кристиана Люпы оказалась убедительным актом современной драматургии в постановке молодого, шестидесятипятилетнего режиссера.

Новости и материалы
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot были уничтожены в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
В Москве задержали студента по подозрению в вербовке сторонников террористов
В Минтрансе РФ сообщили о планах реконструировать 56 аэродромов
На Западе оценили последствия ударов ВСУ по городам России
Основатель Pink Floyd призвал посадить Нетаньяху в тюрьму
Стало известно о подвиге российского бойца при освобождении Веселого Гая в ДНР
Трамп допустил возвращение Панамского канала во владение США
Все новости