В довольно обозримом будущем (то бишь 3 апреля 2008 года, и непонятно, что помешало не всегда одержимым чувством такта прокатчикам погодить неделю с релизом, дабы все сошлось в тютельку) в Шотландии обнаруживается вирус, которому присваивают готичное прозвище «Жнец». Вирус выглядит, «как обычный грипп», но с осложнениями. На той стадии, когда при нормальном заболевании горло начинает всерьез побаливать, лица жертв Жнеца густо покрываются волдырями, после чего топтать землю больному остаются считанные часы. Английское правительство поступает с Шотландией, равно как президент Шварценеггер с зараженным Спрингфилдом в полнометражных «Симпсонах».
Силой загоняет обреченных в резервацию, обносит ее стальной стеной и размещает по периметру пулеметы, преобразующие в фарш любой доступный источник шевеления, включая зайцев.
В ответ на это остальной мир вместо благодарности перестает иметь с Англией дела, и страна на 27 лет погружается в тихую застойную трясину, пока в одном из лондонских притонов не появляются граждане со знакомыми волдырями. Тогда как в Шотландии, где все живое, как считалось, вымерло, с помощью авиасъемки обнаруживается некая человекообразная возня. Это говорит о том, что местные нахимичили спасительную вакцину, которую неплохо бы у них позаимствовать. За лекарством отправляется экспедиция во главе с майором Эден (Рона Митра), потерявшей в 2008-м мать и левый глаз. Вопреки озвученной человеком-собакой Шариковым рекомендации на случаи, когда «глазик выколют, другой останется», девушка никому кланяться не намерена. Она смела, агрессивна и с одинаковой легкостью стреляет как с двух рук из пистолетов, так и сигареты у своего руководства с добрым и усталым лицом актера Боба Хоскинса:
«Ты же знаешь, они ужасно дороги» — «Поэтому я их и стреляю».
Сняв два недурных копеечных триллера «Псы-воины» и «Спуск», перспективный английский режиссер Нил Маршалл получил под новый проект сравнительно крупную сумму в 30 миллионов долларов и, судя по всему, ощутил себя Кисой Воробьяниновым, которому Бендер неосмотрительно доверил половину активов накануне аукционных торгов. То есть оживил в памяти все свои давние нереализованные мечты — сделать что-нибудь в духе «Безумного Макса» или, на худой конец, «Во имя короля». А затем, поначалу робея и трогательно экономя на соленых огурцах, но понемногу набирая обороты, с головой ринулся в разнос и кутеж.
Как и в случае с любой небездарной гулянкой, логики в сюжете «Судного дня» немного, зато неожиданных поворотов, вроде сеяния на площади купленных оптом бубликов, предостаточно.
Начиная повествование в присущей «Спуску» тягостной манере, когда от каждого редкого шороха не следует ждать ничего хорошего, Маршалл минуте на пятнадцатой прощается с тягомотиной и ударяется в энергичнейший канкан. Вместо раздутых упырей на разведчиков, обыскивающих в поисках нужных склянок разгромленную лабораторию, набрасываются пышущие здоровьем молодые фрики со старомодными панковскими «ирокезами». Все равно что в триллере про вскрытие гробниц археологов в пирамиде встретил бы не разложившийся, но шустрый фараон, а зондер-команда в лице шпагоглотателей, ряженых в юбки тюленей, карлиц-эквилибристок и котов из цирка Куклачева во главе со своим худруком в характерном мейк-апе.
Далее следует ряд эффектных сцен, включающих в числе прочего поджаривание и поедание незваных гостей на дискотеке в духе клипов Prodigy.
Но потом Маршалл словно бы наигрывается в «Безумного Макса» (вообще создается приятное впечатление, что сценарий в авангардистской манере писался на коленке перед каждой сценой) и решает попробовать чего-нибудь еще. Совершив путешествие на непонятно какими ресурсами в условиях блокады питаемом паровозе, героиня оказывается в мире средневековья, где переходит на холодное оружие и дает посидевшую на кремлевской диете сериальную Зену, королеву воинов. Как все обычно происходит в средневековых антиутопиях, смотрите в будущем фильме Германа, достаточно сказать, что от рыцарей бедовая майор Эден упархивает на стыренном со склада новеньком «Бэнтли».
При всех достоинствах балагана «Судный день» вызывает еще и неожиданные ассоциации с историческими реалиями «железного занавеса».
Выросшая в неуютной, но кажущейся единственно возможной системе, героиня, будто какой наш разведчик в исполнении Юрия Соломина, отправившись туда, где, по официальной версии, все давно вымерло и прогнило, обнаруживает дивные новые миры и в итоге делает свой выбор. Не факт, что Маршалл перед съемками пересматривал «ТАСС уполномочен заявить» или хотя бы «Новых амазонок». Однако «Судный день» и без выкапывания контекста являет собой тот безоглядный глупый пир, на котором хотелось бы, чтобы и у вас по усам текло и в рот попадало.