Благодаря небезызвестной экранизации классики английского детектива улица Бейкер-стрит для россиян уже стала почти что родной. Где в Лондоне еще увидишь такое скопление соотечественников? Не в русском посольстве и не в музее мадам Тюссо, а именно там, в доме по заветному адресу, сидящему практически в крови и впитанному с молоком матери, – 221-б. Любовь к этой улице имеет в нашей стране глубокие древние корни, поэтому со всего, что с Бейкер-стрит связано, спрос, естественно, особый.
А помимо проживания лучшего в мире литературного сыщика, случилось на Бейкер-стрит следующее. На расположенный там небольшой банк в 1971 году был совершен налет.
Да не простой. Ходят слухи, что похитили не только и не столько деньги, но и какой-то компромат, потому что дело было подозрительно быстро замято и забыто. В Британии эту историю окрестили «уоки-токи ограбление», поскольку грабители переговаривались по рации, радиооператор случайно попал на их волну, когда он понял, что происходит, — тут же сообщил, куда следует, что, впрочем, ни к чему не привело. По разговору полиция так и не смогла определить, о каком из банков идет речь. Так что ограбление благополучно свершилось, грабители скрылись, а британская разведка на многие годы засекретила сведения о диковинном происшествии.
Идея экранизации пришла в голову продюсеру Джорджу МакИндо еще в конце 1970-х годов, он даже утверждает, что познакомился с двумя непосредственными участниками событий. Но за 30 с лишним лет история обросла мифическими подробностями, а фантазия создателей фильма разыгралась совершенно безбожно.
Владелец маленького автомобильного магазина Терри (Стэтхем) сидит в долгах, к нему уже наведываются кредиторы, хамят и намекают — пора бы, пожалуй, и заплатить. В это же время появляется Мартин, бывшая возлюбленная Терри, и объявляет, что на примете имеется отличное дельце – ограбление банка. Провернуть его очень просто, нужно всего лишь снять магазинчик на другой стороне улицы и совершить оттуда подкоп прямо к банковскому хранилищу. У Мартин, правда, свои интересы – ее завербовала английская разведка, задача девушки – вытащить из депозитной ячейки компрометирующие фотографии английской принцессы Маргарет, которые хранит в банке инфернальный бородатый революционер-разбойник из Тринидада и Тобаго — Майкл X.
Режиссер «Ограбления» Роджер Дональдсон – автор неплохого фильма «Самый быстрый Индиан»; сценарий написали Дик Клемент и Иан ла Френэ, по сценарию которых был снят симпатичный мьюзикл «Через вселенную»; главную роль сыграл любимчик Гая Ритчи — Джейсон Стэтхем.
Даже удивительно, что у такой команды получилась история столь невнятная и малоубедительная.
Воспитанные Джеймсом Бондом, мы как-то иначе представляли себе английскую разведку. Вот так запросто доверить кражу документов государственной важности случайной команде людей, состоящей, на минуточку, из горе-бизнесмена, порноактера и продавца костюмов… История с полонием начинает обретать совершенно иной смысл – с таким-то отношениям к секретным делам нечего удивляться, что весь Лондон исполосован радиоактивными следами.
Впрочем, даже несмотря на эксцентричность версии, реальность описываемых в фильме событий – его главный козырь. К сожалению, единственный.
Лишенный радостного осознания аутентичности происходящего, оказываешься лицом к лицу с суетливым путанным криминальным сюжетом и неразговорчивым Стэтхемом, весь фильм кропотливо сохраняющим пролетарскую морду ящиком.
Все это явно расходится с ожиданиями этакого элегантного джентльменского ограбления по-английски. Хитрое ли дело просто выкопать тоннель? Да и, сдается, настоящий джентльмен в банк должен входить только через дверь.