Нужно ли дарить человеку книгу, если у него уже есть одна? Когда-то звучало как анекдот. Теперь не звучит. Если у человека есть выход в интернет и книга, универсальная, как «Таинственный эликсир» Марка Пендерграста, — зачем ему еще одна?
Есть вещи, с которыми человечество не расстается, даже смеясь и прощаясь с прошлым. Потому что куда человек без них? Например, вот уже лет пятьсот как люди пьют кофе на разных континентах. И даже не замечают этого. И не придают значения. А на самом деле от этих мелких и горьких зерен зависели и зависят судьбы народов. На них расцветало финансовое благополучие, правительства подавали в отставку, вспыхивали революции, и вполне приличные люди пускали себе пулю в лоб.
Марк Пендерграст писал историю кофе, а вышла у него книга об истории современной цивилизации. Труд масштабный и прагматичный. Насыщен полезной информацией в самых разных областях. Может быть рекомендован как учебное пособие для будущих рекламистов, бизнесменов, политологов и духовных обновленцев. Читаешь историю кофе, узнаешь, «как он преобразил наш мир», — все прочее открывается попутно и само собой.
Например, история рекламы. Или борьбы за права женщин.
Из всех рассказов Пендерграста отечественному читателю ближе всего история отношений стран — импортеров кофе и стран — его производителей с их отсталой экономикой, целиком завязанной на выращивании и продаже горьких зерен. Тут все для нас родное и узнаваемое. И то, что напиток, без которого не в состоянии обойтись граждане развитых стран, черен, как нефть, кажется неким излишеством при обилии прочих параллелей. Вроде кофейных олигархов, коррумпированных чиновников, президентов, тайно владеющих огромными плантациями, нищих и бесправных граждан, мечтающих поделить доходы от продажи национального достояния, недолгих пауз стабильности при росте цен на кофе и смутных времен при их падении.
Иные черты сходства просто умилительны. Сандинисты в Никарагуа, например, не лояльных режиму плантаторов объявляли «неэффективными собственниками». Плантации у них отбирали. Передавали государству.
После чего на них ничего, кроме сорняков, естественно, не росло.
Истории кофейной дипломатии, борьбы демократий с авторитарными режимами, движений энтузиастов за чистоту окружающей среды и здоровый (без кофе) образ жизни в книге не существуют сами по себе. Они связаны и взаимообусловлены.
Снег, накрывший кофейные плантации Бразилии в июле 1975 года, чреват потрясениями на мировом рынке. Стремление кофейных государств Южной Америки увеличить доходы от продажи нацпродукта приводит к массовому уничтожению тропических лесов, что через много лет среди прочего обернется глобальным потеплением и обычным теперь летним морозом в жарких частях света с гибелью новых плантаций.
По Пендерграсту, кофе — самый что ни на есть общественный продукт. То есть все сколько-нибудь заметные общественные события — будь то распад колониальной системы, борьба за права женщин или спасение вымирающих видов животных — так или иначе связаны с этим глобальным напитком.
Что автор и доказывает вполне убедительно и на множестве примеров.
Например, «кофе и здоровый образ жизни». Во всемирной истории Пендерграста это своя и особая тема. Начиная с петиции лондонских домохозяек в XVII веке против «варварского напитка, который сделал евнухами наших мужей и обессилил наших лучших поклонников», через империю оздоровительного пойла Ч. У. Поста, объявившего кофе «наркотическим зельем» в начале прошлого столетия, к современному кофе без кофеина, производимому владельцами мировых кофейных брендов. Битва за здоровье человечества идет под мощный хор контрапунктных экспертиз, одинаково убедительно воспевающих пользу и бичующих вред мировой кофемании.
Атмосфера вольнолюбия и дух оппозиционности, отмеченный в местах совместного кофепития с древнейших времен до наших дней, также не ускользнули от внимательного взгляда исследователя. В XVI веке молодой правитель Мекки Хайр-бей, узнав, что именно в кофейнях сочиняют о нем насмешливые стихи, позакрывал их всех к Аллаху и думал, что раз и навсегда. Идеи Великой французской революции вызревали в парижских кафешках в возбуждающей кофейной атмосфере. В семидесятых годах ЦРУ докладывало правительству США о пацифистских настроениях, зреющих за чашкой кофе среди солдат — вчерашних хиппи в кафе при военных базах на Тихоокеанском побережье.
В общем, куда ни кинь — всюду кофе. Правда, с этим «всюду» у автора проблемы.
Упрек летописцу в излишней американоцентричности его всемирной кофейной истории вполне справедлив. На пятистах страницах, например, почти не нашлось места истории кофе в России. Сказано между делом о каких-то закупках дешевых зерен большевиками и якобы открытых ими где-то в снегах двух десятков кафе. И только. Роль же крепкого кубинского кофе, сваренного в кофеварках, более напоминающих миниатюрные межконтинентальные ракеты, на взлете советского диссидентства не отмечена вовсе.
Прекрасно понимая несовершенность своего труда, Марк Пендерграст в своем «Послании потомкам», завершающем книгу, приглашает читателей к личному продолжению истории кофе собственными историями, теми самыми, «что замечательно рассказываются за чашечкой кофе, аромат которого открывает кладовые души…».
Марк Пендерграст. «Таинственный эликсир. История кофе и рассказы о том, как он преобразил наш мир». М. 2008. «Олимп-Бизнес».