Притягательность «центрового» престижного места уже в 12-й раз приводит ярмарку «Арт-Манеж» к традиционному состоянию «шизофренического расщепления» между уровнем представленных художников и галерей. Как правило, кураторские проекты пытались оттянуть одеяло качества и перспективности на себя, но основная масса салонной живописи сохраняла превосходство
Вчерашнее открытие показало ее безоговорочную победу и заставило вспомнить о том, что раньше все-таки «вода была мокрее».
В конце 90-х известный искусствовед и куратор Андрей Ерофеев чуть не впервые, что тогда особенно отмечалось, показал там работы Ильи Кабакова, среди которых была графика с идиллическими рисунками для детей и матерными выражениями. Сегодня за наличие такой картины Кабакова на выставке «Запретное икусство-2006» Андрей Ерофеев может стать обвиняемым в уголовном деле, возбужденном по факту ее проведения. Самым радикальным спецпроектом на теперешней ярмарке оказывается «Мастерская политического плаката», на фотоколлажах которой лица действующих политиков вмонтированы в головы персонажей классической живописи — продвинутый вариант «фотожабы», процветающей на просторах развлекательного интернета. В начале XXI века галерист Владимир Овчаренко устраивал фермерский загончик для поросят с татуировками от прославленного бельгийца Вима Дельво.
В наши дни на «Арт-Манеже» обходятся «боди-артом» на груди модели топлес — широко распространенной легальной формой стриптиза.
Тот же Овчаренко организовывал презентацию молодых современных художников, которые в наши дни уже выставляются по всему миру, как поролоновые скульптуры Сергея Шеховцова, и стоят десятки тысяч долларов, как «пиксельная» живопись Натальи Стручковой. А иные, как Лиза Морозова, надев оранжевый халатик, просто жили внутри стенда галереи или, как Максим Илюхин, протестовали против коммерции, запаковавшись, как колбаса, в огромный полиэтиленовый контейнер. Нынешний «Арт-Манеж» все же выделил территорию для «Новых имен», но большинство из них оглядываются на салонно-декортивные достижения старших товарищей из основных залов. И только Зверевский центр современного искусства умудрился показать немного экспериментальной графики и фото.
Собственно искусство на «Арт-Манеже» представляют заслуженные нонконформисты и лирические герои 70-х, многие из которых собрались на стенде галереи «Пан-Дан»: Рабин, Яковлев, Свешников, Немухин, Неизвестный и Зверев, и так самый популярный у галеристов на ярмарке. Вторым главнейшим из направлений в искусстве на ярмарке является профессиональный «наив» и «примитив» Татьяны Назаренко, Льва Табенкина и Натальи Нестеровой от галереи «Манеж». Все остальное, за исключением таких одиночных выплесков, как галерея А3 или подборка петербургских художников у Assa Art, тонет в хаосе салонного китча и просто плохой живописи, будто реализуя проект апокалиптического «смешения имен и языков». Но ведь и салон изготавливают осмысленно, и если в нем можно выделить хоть какие-то тенденции, то в первую очередь надо назвать стремление к декоративной подделке под музейный модернизм и современное искусство. Великолепной иллюстрацией этих технологий является проект «художника, музыканта, философа и ученого» Антонио Менегетти, который «достиг истинного смысла реальности» — ведь он имитирует не только абстрактную живопись, украшающую мягкое седалище пышного стула, но и академическую «глубину». Другие несознательные художники помимо выспренных театральных и иллюстративных также активно изготавливают «диванные» версии от Штейнберга до Пикассо с Шагалом.
То, как для современного искусства можно построить авторский интерьер, однажды демонстрировал зрелищный проект на одном из «Манежей» старых времен.
Там в помещении одной нефункциональной, но эффектной ванной прибитая к дощечке механическая рыба распевала песню «Don't warry, be happy!». Похоже, устроители последних «Арт-Манежей» прислушались к ее совету, но отнесли его насчет гарантированного процветания исключительно коммерческого китча. А у него, взятого самого по себе, гарантированно плохие шансы, как у рыбы без воды.