Выставка выполняет много полезных функций – например, позволяет «Синим носам» быстренько представить большое количество новых вариаций старых работ на волне свежего скандала с участием министра Соколова, который в октябре запретил вези в Париж одну из их работ. А также продолжить «высказываться на значимые темы. Иллюстрировать газетные заголовки. Днем – в газете, вечером – в лайтбоксе, баннере или видеоарте! Воздействовать на пионеров и пенсионеров».«Синие носы» утверждают, что «поставили перед нами зеркало, и выяснилось, что вместо головы у нас – пиво, сигареты и бен Ладен».
В результате на привычном фоне советских обоев на стареньком диванчике Гитлера содомируют веником Черчилль, Рузвельт и Сталин, на его спине катается Гагарин.
Путин душит голого Ходорковского-женщину, Березовский подливает «Доместос» Литвиненко, Милошевич и Хусейн перебирают свингерские комбинации с Бушем и Кондолизой Райс, тем же заняты Янукович, Ющенко и Тимошенко, Гарри Поттер вступает в противоестественную связь с товарищами по фильму и обнимается со Шреком и бен Ладеном, а последний обладает всеми телевизионными леди – от Мерилин Монро до покойной принцессы Дианы.
Бытует мнение, что видеогэги «Носов» на тему косности сознания приятны уму и сердцу не только пресыщенной богемы, но и «простых» людей (которые на выставках не существуют в чистом виде и являются тем же стереотипом). По поступавшим из телевизора заказам Путина «Носы» избавляли человечество от арт-мафии и оголтелых феминисток, похвалялись гигантским мужским супрематическим достоинством от самого международно-значимого русского художника Казимира Малевича, его «Черный квадрат» выкладывали из обрезков колбасы, а в серии «Sex Art» подглядывали через него за изгибами девичьего тела. Шабуров в халате учителя труда изображал Гарри Поттера, избавлявшего человечество от наркоманов и гомосексуалистов в сопровождении эффектного звука «Пик!», и вместе с крошечным Мизиным участвовал в бессмысленном круговороте секса, еды и испражнения на видеопроекции внутри картонной коробки.
Казалось, никто не был равнодушен.
Но когда участие в судьбе «Носов» принял министр культуры Александр Соколов, выяснилось, что настоящей славы они еще не знали. Хотя министр всего лишь хотел отменить парижские гастроли исторической выставки ироничного политического искусства «Соц-арт», потому что она «позор России» и содержит «порнографию» от тех самых «Синих носов». Фотография «Эра милосердия» с двумя целующимися милиционерами на фоне заснеженных березок к тому моменту уже несколько лет ернически призывала к установлению невозможной гармонии добра и на разных выставках по всему миру. Наиболее взвешенную реакцию на скандал продемонстрировал, как ни странно, сам Александр Шабуров, написав статью о том, что «внутри страны любая выходка какого-нибудь маловразумительного творца выглядит его личной глупостью, а снаружи – высказыванием от лица государства», какие нескладные в этом государстве чиновники и музейные работники и насколько отсутствует внятная культурная политика, что само по себе отменяет буквальное существование цензуры.
Что все-таки не отменяет уголовного дела, возбужденного по факту организации куратором «Соц-арта» Андреем Ерофеевым выставки «Запретное искусство-2006», в большинстве своем состоявшей из работ тех же хрестоматийных соц-артистов.
На ней, напомним, через дырочки в фальшстенках можно было увидеть их работы, не допущенные в течение года на музейные выставки. Теперь один из самых лучших художественных кураторов страны, руководитель отдела Третьяковской галереи вынужден нести бремя символа сопротивления спонтанному государственному мракобесию.
А к статусу представителя сложных, уморительных и опасных перепутий современного искусства и жизни Вячесллав Мизин вышел из-под земли, проведя в 1999 году вместе с несколькими сибирскими художниками четыре дня в бомбоубежище накануне «кризиса 2000 года», где родилось название группы и 14 коротких, абсурдистких, примитивных и смешных видеороликов. Александр Шабуров занялся большим искусством, покинув работу в судебном морге, заранее проявляя недюжее любопытство к банальностям, составляя «Перечень происходившего за моим окном» или запечатлевая «Мою ежедневную дорогу от дома до остановки автобуса». В рассказах 90-х годов он подробно перечислял свои детские травмы, фобии, радости, желания вплоть до детсадовских анекдотов и подростковых фразочек вроде: «Что вы имеете ввиду? Что имею, то и введу!» — все, что в большинстве вытесняется взрослым сознанием в закрытый архив.
Поразительно общий для всех, как выясняется благодаря Шабурову, поэтому осознание его влияния явно недооценено, и эту несправедливость Александр спешит поправить.
Шабуров поясняет, что все эти показанные на сегодняшней выставке стереотипы отечественной истории ХХ века были придуманы в 90-е годы тогдашней либеральной интеллигенцией, а потому взывают к чистоте разума не только потребителей, но и производителей. О том, что же остается после выноса мусора, речи пока не идет, да и беспокоится Александр, в первую очередь, о своей собственной голове. Здесь уместно вспомнить, как много лет назад Шабуров устроил «массовый гипноз», транслируя через уральские газеты и радио свои рассказы «Радости обычных людей», призванные внедрить в голову желанной им девушки качества идеальной возлюбленной и провоцирующие ее соответствовать уготованной роли.
Хотя голого человека в маске министра Соколова и «милиционеров» на выставке все-таки нет.